Женский инфантилизм как избавиться

10 советов, как преодолеть подростковый инфантилизм

В настоящее время ученые-геронтологи предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Это говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.

Современным детям уже не нужно задумываться о куске хлеба. Но у любой медали есть две стороны. Ко всем плюсам различных программ современной поддержки детства добавился и минус – дети стали более инфантильны, что мешает их будущей успешности. Родители сами взращивают инфантилизм у ребенка с младых ногтей. Это происходит незаметно, неосознанно. И когда в итоге вырастает неприспособленное к жизни чадо, родственники удивляются: откуда? А все оттуда, примерно с трех лет.

Как реагирует большинство мам, если трехлетний ребенок пытается самостоятельно открыть пакетик с кефиром? Пыхтит, краснеет, но помощи не просит. Конечно, стулья и стол забрызганы кефирными каплями, пальцы липкие, на одежде белые пятна. Наконец – ура, бамц! – пакетик открыт и с шумом падает на пол. Упал удачно, расплескалась только половина. Какое количество мам, улыбаясь, спокойно вытрут кефирные лужи, выльют оставшийся кефир в чашку, похвалят ребенка: «Молодец, ты самостоятельно сегодня открыла пакет! А в следующий раз сделаешь это еще лучше»? К сожалению, такие мамы – большая редкость. Чаще всего родители, при попытках детей в 3 года сделать что-нибудь самостоятельно, говорят: «Дай сюда, я сделаю это лучше. Посмотри, придется переделывать. Ты неумеха…» «Почему переделывать? Почему неумеха?» – ребенок искренне этого не понимает.

Особенность возраста трех лет – формирование установки «я могу все сделать сам, я уже взрослый». Вы, наверно, замечали, что именно в этом возрасте ребенку нужны те же предметы, которыми активно пользуются взрослые: папин молоток, мамины крышки для консервирования. Именно в возрасте трех лет, через игру, помогая консервировать огурцы или подметать пол, маленький человек закладывает будущее собственного поведения, коммуникативных навыков. А какой посыл получает ребенок, если ему не дают проявлять самостоятельность?

Читайте также:  Как избавиться от катаракта глаз

Если взрослые демонстративно переделывают то, что он сам сделал с таким трудом, да еще и ругают его за это? Малыш понимает, что если сделает что-то сам, то мама может рассердиться.

Для ребенка рассерженные родители – крушение мира, и он из чувства самосохранения будет сидеть тихо, боясь проявить инициативу. И в голове формируется рефлекс: другие всегда сделают лучше, чем ты. Не проявляй инициативу, и все будет хорошо!

Инфантильный подросток – это не так страшно, главное, чтобы эта черта плавно не перетекла во взрослую жизнь. Преодолеть подростковую инфантильность помогут следующие нехитрые правила:

  1. Одно из самых эффективных средств против инфантилизма – занятия спортом. Научно доказано, что дети, занимающиеся спортом, более ответственны, настойчивы в достижении целей, эффективнее планируют свое время. Ведь ответственность – это противоположная сторона инфантилизма.
  2. Одна из основных причин подросткового инфантилизма – гиперопека. Мы живем в динамичное, но небезопасное время. Сейчас уже редко встретишь маленьких детей, гуляющих самостоятельно во дворе – в основном за ними присматривают родители. Школьники все реже самостоятельно ездят на транспорте, ходят в кружки. Да и встречать их после школы во многих учебных заведениях считается обязательным. Поэтому в семье давайте детям возможность проявлять как можно больше самостоятельности. У них должны быть свои обязанности, и за их выполнение они должны нести полную ответственность. То есть если подросток не сходит в магазин, то вся семья сидит без сахара. Лучше один раз выпить несладкий чай, чем потом всю жизнь расплачиваться за инфантильность собственного чада. Все, что подростки могут сделать сами – пусть делают! И в срок.
  3. Еще каких-то 30 лет назад человек, закончивший вуз, считался взрослой, самостоятельной личностью, а ему и было-то всего 22 года. В настоящее время специалисты по возрастной психологии предложили поднять подростковый возраст до 25 лет. Пока ученые думают, проводят исследования. Но сам факт возможности данного предложения говорит о том, что наши дети взрослеют позднее своих дедушек и бабушек.
  4. Поощряйте общественную деятельность, особенно если она связана с помощью и заботой. Сейчас есть масса волонтерских организаций, у которых самые разные направления работы: помощь старикам, многодетным семьям, брошенным животным, экология… Пусть выберет себе занятие по душе, а уж вы помогите ему в поиске, вместе посмотрите и обсудите информацию в Интернете – здесь тоже на самотек пускать не стоит. А то выберет какое-нибудь экстремистское движение, замаскированное под справедливое возмездие олигархам, – проблем не оберетесь.
  5. Привлекайте подростка к обсуждению бюджета – это помогает выработать чувство ответственности. Совместно обсуждайте траты, этим вы, во-первых, показываете подростку, что относитесь к нему как ко взрослому, а во-вторых, всегда имеете железный аргумент при отказе что-то купить: вы же вместе не предусмотрели лишние траты.
  6. Очень хорошо в преодолении инфантилизма помогает периодический выход из так называемой «зоны комфорта». Присмотритесь, что вызывает трудность у вашего ребенка: общение с противоположным полом, публичные выступления? Периодически организовывайте ему необходимость преодолевать эти трудности. Давайте соответствующие поручения, так, чтобы не сделать было нельзя. Иначе, спрятавшись в безопасную раковину, один раз убежав от страха, будет потом бегать всю жизнь.
  7. Особое внимание обратите на ребенка, если он играет роль «клоуна». Если в компании подросток постоянно готов к шуткам, «приколам», отпускает остроты, дело, возможно, не в веселости нрава. Скорее всего, таким образом ребенок бежит от сложностей жизни, надевая маску детской беспечности.
  8. Приучайте подростка планировать свою жизнь. Грамотная постановка целей – один из показателей зрелости эмоционально-волевой сферы.
  9. С детства учите ребенка преодолевающему поведению. Часто можно наблюдать такую картину: малыш примерно 2 лет ударился об угол шкафа, а мама начинает стучать по шкафу, приговаривая: «Ух, какой плохой шкаф, так ему, нельзя обижать Петеньку!» И что думает Петенька? В его беде виноват шкаф, но никак не он лично. Пару таких ситуаций, и условный рефлекс: «виноваты окружающие, но не я» будет сформирован. Если вы совершили подобную ошибку (ну, с кем не бывает, вы же не знали!), то в подростковом возрасте ситуацию еще можно исправить. При возникновении трудной ситуации всегда спрашивайте: «И каковы твои дальнейшие действия? Что будешь делать для решения данной проблемы?» И сразу отсекайте жалобы в стиле «это страна такая (школа, тренер), я ничего не могу сделать». Предлагайте еще подумать, самому поискать выход. А после того как подросток самостоятельно наметит несколько вариантов решений – обсудите с ним каждый из них, помогите выбрать правильный. Так вы поможете формированию нового рефлекса – у любой сложной задачи есть решение, надо только приложить усилия, чтобы его найти.
  10. Если вы мать-одиночка и воспитываете ребенка одна, то шансы вырасти инфантильным у ребенка увеличиваются, особенно если это мальчик. Будет очень хорошо, если ребенок постоянно будет видеть пример мужского поведения, мужского реагирования на ситуации. Это может быть дедушка, брат, муж подруги, главное, чтобы контакт был более-менее постоянным. Это поможет снизить риск инфантилизации, особенно если это будет не просто наблюдение, а любая совместная деятельность – походы, игры, строительство теплиц и т. д.

Критические ошибки

Ошибка № 1

Гиперопека. Все всё знают и понимают – мы живем в тревожное время, детей нельзя отпускать на улицу одних. Мобильные телефоны сейчас имеют чуть ли не детсадовцы, и это не баловство, это необходимость. Ведь наличие постоянной связи с ребенком позволяет родителям снизить ощущение тревоги. Тем не менее с собственной тревогой нужно бороться, а не потакать ей.

Бабушка, которая встречает из школы пятнадцатилетнего подростка, просто компрометирует его в глазах окружающих. Подумайте, каким образом вы сможете нивелировать свою высокую тревожность. Это может быть как собственная консультация с психологом, так и оговаривание времени звонков или еще что-то.

Также подросток должен иметь собственные обязанности в семье и четко их выполнять. А если что-то не получается, то помните:

помощь должна быть достаточна, но никак не избыточна.

Ошибка № 2

Постоянная критика. Взрослые делают это «из лучших побуждений, чтобы не вырос эгоистом». Однако ребенок, нещадно критикуемый значимыми взрослыми, живет с уверенностью, что у него ничего не получится, даже не стоит пытаться. А если что-то хорошее в его жизни и происходит, то это или случайность, или заслуга других людей. Страх неуспеха у такого человека во сто крат сильнее радости предвкушения удачи. Боясь ошибиться, он всю жизнь будет искать, кто бы что за него сделал, несмотря на свои знания и умения.

Ошибка № 3

Предложение ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь?» Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.

Заведующая педиатрическим отделением Челединова В.А.

Источник

Психологические проблемы, провоцирующие алкоголизм

Появление алкоголизма почти всегда провоцируют психологические проблемы, с которыми человек не смог справиться самостоятельно. Для хороших результатов лечения зависимости нужно выявить эти проблемы и преодолеть их. В медицинском центре «НаркоДок» для этого проводятся сеансы психотерапии.

Особенности личности, провоцирующие алкоголизм

Алкогольная зависимость может появляться из-за определенных черт характера, под их влиянием.

Неуверенность в себе. Алкоголь помогает на время избавиться от проблем с самооценкой: человек ведет смелее, становится раскрепощенным. Если эти ощущения ему нравятся, он захочет повторить такой опыт. Используя спиртное как средство стать более уверенным в себе, он начинает употреблять его регулярно, что приводит к появлению зависимости. Появление алкоголизма на фоне неуверенности в себе распространено у подростков, молодых людей, у тех, кто оказался в новой компании (сменил работу, место жительства).

Внушаемость. Даже если у внушаемого человека есть собственное мнение, он не отстаивает его, легко от него отказывается, идет на поводу. Оказавшись в компании пьющих, он легко соглашается участвовать в употреблении спиртного. Если это повторяется регулярно, формируется алкоголизм. Внушаемый человек не может отказать знакомым или прекратить с ними отношения, ему тяжело настаивать на своем, отказываясь от алкоголя. Оказываясь в неподходящей компании, он может быстро спиться под ее влиянием.

Излишняя самоуверенность или авантюризм. Такие люди пьют, не оценивая в полной мере рисков, связанных с алкогольной зависимостью. Они или считают, что держат ситуацию под контролем, или считают яркие впечатления, «приключения», связанные со спиртным, более важными. Алкогольная зависимость в таких случаях формируется быстрее, чем пациент успевает это осознать. Уже страдая от алкоголизма, такой человек будет сохранять иллюзию контроля и агрессивно отказываться от лечения.

Работаем круглосуточно, опытные врачи, 100% анонимно.

Инфантилизм. Спиртное притупляет переживания, делает проблемы неважными, малозначащими. Инфантильные люди могут использовать алкогольное опьянение как «убежище» — они пьют, чтобы не сталкиваться с трудностями лицом к лицу. Часто инфантилизм развивается под влиянием близких (обычно — родителей, реже — супругов). Родные решают все проблемы за алкоголика, заботятся о нем, обеспечивают финансовую поддержку, что позволяет «инфанту» продолжать пить.

Эгоизм или отсутствие эмпатии. Из-за этих черт характера на первый план для человека выходят его собственные интересы. Переживания родственников или друзей его не волнуют. Если с помощью спиртного он получает удовольствие, он будет продолжать пить, чтобы испытывать эйфорию снова и снова. Такие люди часто безответственны, и это усложняет проблему: у них меньше личных мотивов сохранять трезвость, им безразличны обязательства перед работодателями, родными, близкими.

В основе этих черт личности почти всегда лежат неверные установки, неправильно сформированная мотивация, ложные убеждения. Психотерапия позволяет корректировать их, помогает внушаемому или неуверенному человеку улучшить свою самооценку, а эгоисту или авантюристу — вести себя более взвешенно и оценивать последствия своих действий.

Из-за каких психологических проблем появляется алкогольная зависимость?

Алкоголизм может провоцировать не только склад личности, но и определенные события, эмоциональные проблемы, травмы. Среди таких причин часто встречаются следующие.

Высокий уровень стресса. При больших нагрузках на работе или если у человека много личных проблем, он постоянно находится в состоянии стресса. Это истощает нервную систему, меняет поведение и эмоциональное состояние, провоцирует чувство усталости, может быть причиной бессонницы. Спиртное в такой ситуации может использоваться для снятия стресса, чтобы уменьшить напряжение, «расслабиться», заснуть. Если человек начинает прибегать к алкоголю как к средству от стресса и усталости, то формируется зависимость. Со временем спиртное перестает решать исходную проблему: появляется тяга к алкоголю, абстиненция, плохое самочувствие, напряжение возрастает дополнительно.

Одиночество. От одиночества страдает больше половины пациентов с алкогольной зависимостью, и часто оно становится причиной ее появления. Провоцировать употребление алкоголя может плохое эмоциональное состояние, связанное с постоянным отсутствием общения. Другой фактор — отсутствие контроля. Человеку не нужно контролировать свое состояние и поведение, если он не общается с родными, у него нет друзей или знакомых.

Опытные врачи Наркологи. В стационаре или на дому. Круглосуточный выезд по Москве и области. Профессионально, анонимно, безопасно.

Эмоциональная травма. Становится пусковым механизмом для формирования алкоголизма, если у человека есть предрасположенность к ее появлению. Спиртное после потери близкого, сильного стресса, тяжелых событий в жизни используется, чтобы снимать эмоциональное напряжение. Эффект оказывается обратным: к уже имеющимся проблемам добавляется зависимость.

Скука. Если у человека нет интересов или хобби, ему нечем заполнить свободное время, он может использовать для этого спиртное, провоцируя появление алкогольной зависимости. Это может происходить при резкой смене образа жизни, после потери работы или выхода на пенсию, из-за того, что человек не умеет находить интересные занятия или имеет проблемы с самоорганизацией.

Семейные конфликты. Это могут быть тяжелые или травмирующие отношения с родителями или другими родственниками, проблемы в браке, трудности, связанные с воспитанием детей. Если обстановка в семье неблагополучна, часто происходят конфликты, есть эмоциональное напряжение или проблемы с общением, каждый из ее членов оказывается в группе риска. Если человек перестает получать поддержку в семье, он может искать ее в пьющих компаниях или пить в одиночестве, чтобы избавиться от негативных эмоций.

При использовании психотерапии в преодолении алкогольной зависимости психотерапевты медицинского центра «НаркоДок» определяют причины, провоцирующие алкоголизм. Курс лечения строится так, чтобы убрать психологическую зависимость, справиться с существующими эмоциональными проблемами, выработать механизмы контроля эмоционального состояния.

Источник

Оцените статью