Беседа «Муравьи и муравейники»
Елена Чипыжова
Беседа «Муравьи и муравейники»
Цель: познакомить с муравьями, как представителями насекомых, дать знания о пользе приносимой муравьями,об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника, развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
Материал:картина «В лесу», картинки с изображением насекомых. Муравьи – поделки, пенёк, природный материал (веточки, сухие листья, хвоя).
Ход игры:Предложить детям отгадать загадку:
Когда это бывает (лето)
Спросить, какие приметы лета они ещё могут назвать? Предложить ещёодну загадку:
Сотни рук, и тысячи ладошек. (Лес)
А хотите побывать в лесу? Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати –
В лесу прохладном опусти.
Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу. А я постараюсь, глядя на вас, угадать, что делает в лесу каждый из вас.
Дети имитируют: любуются красотой леса, слушают пение птиц, кормят белку, нюхают цветы, собирают ягоды.
Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком. Угадайте, какие?
Имя взял у кузнеца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет. (Бабочка)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Кто это? (Лягушка)
Дети говорят, что лягушка – это не насекомое, объясняют, что у неё не шесть лап и не три части, как у насекомых.
Я хочу познакомить вас с ещё одним лесным жителем. А кто это, вы узнаете, сложив картинку. (Дети собирают разрезную картинку с изображением муравья.) Верно, это муравей. Кто он? Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать? Где они живут? Кто видел муравейник? Из чего он построен? Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьишек и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравьишка очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке. Дети строят «муравейник»
Рассказ воспитателя о жизни муравьёв: Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает,говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии.
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
нас и пословицы есть у людей
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами, толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает муравьёв из пластилина и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей.
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт.
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т. е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
Есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Как можно их назвать? Другие «рабочие» таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
После занятия, в совместной деятельности, предложить детям сделать муравейник, слепить или нарисовать муравьёв.
Беседа о дружбе Беседа о дружбе. -Ребята, у вас есть друзья? -Это очень хорошо. Значит вы хорошие ребята, раз вас кто-то любит и ценит. У плохих людей.
Беседа «Лес» с детьми 4–5 лет Цель: создание условий для расширения представлений у ребенка о лесе. Задачи: формировать у ребенка представление об экосистеме (лес); закрепить.
Исследовательская работа «Домашние муравьи. Друзья или враги» для старшего дошкольного возраста Сегодня хочу поделиться опытом исследовательской работы по теме «Домашние муравьи. Друзья или враги?» С этим проектом мы на днях участвовали.
Комплексно-тематическое планирование ОД по экологическому воспитанию «Муравьи — санитары леса» в старшей группе Область «Речевое развитие» Цель: Расширять и активизировать словарь детей. Формировать связную речь, умение правильно использовать в речи.
Конспект беседы-наблюдения по экологии с детьми 3–7 лет на тему «Муравьи» Задачи: 1. Познакомить детей с образом жизни муравья и устройством муравейника. Развивать мышление. 2. Воспитывать любознательность,.
Конспект НОД «Муравьи — санитары леса» Конспект НОД «Муравьи — санитары леса» Образовательная область: «Познавательное развитие». Задачи: о. о. «Познавательное развитие».
Подвижная игра «Муравьи» для детей младшего дошкольного возраста Подвижная игра «Муравьи» Цель игры. Приучать ползать на четвереньках и подлезать под гимнастическую скамейку, действовать по сигналу.
Сидим дома с пользой. Конспект беседы «Муравьи — часть природы» с детьми старшего дошкольного возраста 17 мая. День муравьёв на МААМУважаемые коллеги, у нас с детьми подготовительной группы, прошла тематическая неделя «Насекомые», в рамках.
Совместная продуктивная деятельность «Трудолюбивые муравьи» В рамках проведения тематической недели «Насекомые», дети с большим интересом знакомились с самыми разными насекомыми: божьей коровкой,.
Экологический проект «Муравьи» Проект «Муравьи» (вторая младшая группа) Название проекта: «Муравьи». Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с.
Источник
Муравьи и Муравейники для детей детского сада.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых,
которые питаются листвой, корой деревьев.
Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муравьи и муравейники | 76.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 (МБДОУ д/с № 29)
143405, Московская область, г. Красногорск, Красногорский бульвар д. 15
Конспект открытого занятия по ФЦКМ
в подготовительной группе № 2
на тему « Муравьи и муравейники »
г. Красногорск, Московская область
Занятие по ФЦКМ для детей
«Муравьи и муравейники»
Интеграция образовательных областей:
- социально — коммуникативное развитие.
- познавательное развитие (экология).
- речевое развитие.
- Познакомить с муравьями, как представителями насекомых,
- Дать знания о пользе приносимой муравьями, об их образе жизни: распределении обязанностей в муравьиной семье, постройке муравейника,
- Развивать познавательный интерес к насекомым, воспитывать бережное отношение к природе.
- Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет их гнёзда.
- Объяснить, что строительство муравейника — это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
- Учить детей доброжелательному отношению к другим живым существам.
- Разъяснить им, почему муравейники разорять нельзя.
- Формировать связную речь.
- Развивать эмоциональность речи.
- Фантазию в процессе отгадывания загадок.
Материал к занятию :
- картина “В лесу”,
- картинки с изображением насекомых,
- рисунок пенька,
- природный материал (веточки, сухие листья, хвоя и др.)
- разрезная картинка «муравей»,
- игрушечный муравей,
- картинки муравьев – чёрных, рыжих,
- картинки муравейника в срезе,
- энциклопедия о жизни насекомых.
Методы и приемы:
Беседа о муравьях, дидактическая игра «Собери картинку муравья», загадки о насекомых, показ картинок, дидактическая игра «Угадай, кого не стало», подвижная игра «Собери муравейник», беседа о пользе насекомых.
1. Введение игрового момента.
Воспитатель : Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».
Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась. Хотите посмотреть, каким он был?
Дидактическая игра «Собери картинку из частей».
Группы детей собирают картинки «муравьёв» из отдельных частей.
Воспитатель : Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и узнать о его жизни, о том, что он делает, где и как живёт? Давайте сложим ваши работы в волшебную коробочку и посмотрим, какой муравей у нас получится. Закройте глаза! (Воспитатель достает из коробочки игрушечного муравья).
Воспитатель : На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них- поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые»- от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые –обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых… Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, а другие- один день.
Воспитатель : Почему муравей – насекомое? Как вы думаете, муравьи полезные или вредные? Что бы вы хотели о них узнать?
Муравьи — надёжные помощники лесоводов. Лесные муравьи — хищники. Они во множестве истребляют различных насекомых, преимущественно вредителей леса. Особенно успешно это делают рыжие лесные муравьи. Там, где нет муравейников, можно встретить деревья, оголённые разными листогрызущими насекомыми.
Воспитатель: А хотите побывать в лесу? (ответы детей). Хорошо, а отнесёт вас туда волшебный ветерок. Закройте глаза.
Ветрено, ветрено,
Вся земля проветрена.
Ветер, деток подхвати–
В лесу прохладном опусти.
На экране картина “В лесу”.
Воспитатель : Откройте глаза. Что вы видите? Какие деревья растут в лесу? Что ещё растёт в лесу? А теперь давайте погуляем по лесу.
Воспитатель: Давайте ещё раз посмотрим на наш лес. Увидеть всё могут только внимательные и зоркие ребята. Возьмите бинокли (дети подносят кулачки к глазам). Кто там прячется за деревьями, кустами, камнями? (Дети называют животных, насекомых.) Некоторые насекомые спрятались под этим пеньком (рисунок пенька на доске). Угадайте, какие?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит — стрекочет. (Стрекоза)
Не по росту носит груз. (Муравей)
Имя взял у кузнеца,
Цвет у огурца,
Крылья – у мошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Сок из цветов она берёт
И в сотах копит сладкий мёд. (Пчела)
Летом в болоте
Вы её найдёте,
Зелёная квакушка
Кто это? (Лягушка)
Воспитатель : В отгадках наших загадок были только насекомые?
Дети : Нет, лягушка – это не насекомое.
Воспитатель : Где живут муравьи? Кто видел муравейник? Из чего он построен?
Муравьёв неслучайно называют неутомимыми тружениками. Целыми днями они добывают корм. Пищу, которую раздобыл и принёс муравей, он сам не ест. Он кормит этой пищей десятки других муравьев. Его тоже кормят своей добычей собратья. Кроме корма, муравьи без устали носят к гнезду строительный материал: хвоинки, соломки, веточки. Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Давайте и мы превратимся в муравьёв и построим себе муравейник. Не забывайте, каждый муравей очень маленький и не сможет тащить несколько веток. Носите по одной веточке, соломинке.
Подвижная игра «Собери муравейник».
Дети делятся на две команды и под музыку начинают собирать свои муравейники.
Воспитатель : Большая часть обитателей муравейника постоянно занята строительными работами. Муравьи в этом деле — великолепные мастера.
Купол муравейника покрыт гладким слоем мелкой хвои, под ним лежит более толстый слой мелких веточек. На одно гнездо идёт 4—5 миллионов хвоинок. Они плотно прилегают одна к одной в определённом порядке. Строительный материал муравьи не просто складывают на кучу, а скрепляют его землёй и своими выделениями. Муравьи постоянно перебирают хвоинки кровли, добавляют к ним вновь принесённые, уносят часть хвоинок вглубь, и наоборот. Весь пласт хвои и веточек на куполе устойчив к гнили и плесени. Муравейникам не страшны дождь и сильный ветер. В жару они хорошо проветриваются, а в мороз глубоко не промерзают.
Такие удивительные сооружения возводят крошечные муравьи. Мы должны с большим уважением относиться к их неустанному труду, к их жилищу. Муравейники разорять нельзя! Нужно всегда помнить, что лесные муравьи — верные помощники человека в защите лесов от вредителей.
На полянке возле ёлок Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион. (Муравейник)
2. Рассказ о жизни муравьёв :
Жилище муравьёв – это сложный многоэтажный дом, где много различных ходов и комнат. Этот дом очень прочный, спасает от ветра и холода. Как-то в солнечный день я гуляла по лесу и заметила, что все муравьишки бегут в одном направлении, спешат к себе в муравейник. Я удивилась, зачем? И вдруг пошёл дождь. После дождя все муравьишки выползли и разбежались по своим делам. Почему они так себя вели? (Дети строят предположения.) Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера. У каждого свои обязанности, профессии
В семье муравьиной есть мамы и папы.
Не носят они украшенья и шляпы,
Немало в семье дочерей и сынишек,
Растут они в норах, средь хвои и шишек,
Их с раннего детства к труду приучают,
Нотации долго и нудно читают,
Что должен трудиться любой муравей.
О нас и пословицы есть у людей.
Кому не известна такая работа,
Когда, задыхаясь от горького пота,
Несёт муравей свою ношу домой,
Ногами толкая её за спиной.
Один муравьишка немногого стоит.
Все вместе – жилище огромное строят!
И каждому с детства дела поручают,
И каждый, конечно, за них отвечает.
Воспитатель показывает игрушечного муравья и продолжает рассказ:
Я – охранник-муравей.
От врагов, зверей, людей
Защищаю общий дом.
Открываю двери днём.
А как солнышко уйдёт
В дом никто уж не войдёт.
На посту мы не едим,
За порядком мы следим!
Будем входы сторожить,
Чтобы всем спокойно жить!
А есть муравьи, которые следят за личинками, яйцами муравьёв, т.е. детишками. Как бы вы их назвали? Это няньки.
Мы личинок бережём,
От врагов их стережём,
Им создать комфорт сумеем:
Если холодно – согреем,
Их на солнце выставляем,
С ними часто мы гуляем,
Если слишком жарко будет,
Наш подвал её остудит.
В муравьиных семьях есть «Рабочие» муравьи, они строят муравейник, таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых.
Есть «папы» самцы муравьи, которые называются «Трутнями», они являются самыми крупными и крылатыми. Они не работают как рабочие муравьи.
Есть в семье и «мамы» самки – муравьи, их называют «маткой». Она так же как и самец –Трутень крупнее всех остальных муравьёв, у неё тоже имеются крылья, но только до тех пор, пока она не станет откладывать яйца. Матка является единственной и самой главной «Королевой» в муравьиной семье. Все муравьи слушают её, кормят и охраняют.
Больше всего в муравейнике рабочих муравьёв. Их может быть сотни, тысячи. Трутней – десятки, а матка, чаще всего, только одна.
Муравьи – защитники леса. Они сохраняют лес от опасных насекомых, которые питаются листвой, корой деревьев. Поэтому муравьёв и их муравейники надо оберегать, не разорять.
Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»
(Работа с картинками насекомых на доске. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана).
Воспитатель: погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья. (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке — одна, указательным и большим- две и т.д.) Все насекомые пропали. Кого не стало?
Дети : не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья…
6. Подведение итога:
– Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
После занятия, в совместной деятельности, слепить или нарисовать муравьёв.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Что? Где? Когда?» (математическая викторина)Участники: дети средней группы детского сада.Ведущий: воспитатель детского сада.Цель: проверить знания и умения детей средней группы в соответс.
Произведение устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Знакомство с потешками у .
Работы, созданные воспитателем и детьми по темам, посвещенным: Дню рождения города, Дню матери и работы, выполненные в нетрадиционной технике.
Сценарий для всех возрастных групп детского сада.
Сценарий развлечения для детей детского сада, посвященный 1 июня-Дню защиты детей.
создать атмосферу всеобщего праздника, доставить радость детям от встречи с персонажами, предоставить каждому ребенку возможность проявить свои исполнительские способности в играх, танцах, песнях.
Источник