«Сообразительный муравей». Конспект ННОД в образовательной области «Речевое развитие»
Павленко Айгуль Минниаксановна
«Сообразительный муравей». Конспект ННОД в образовательной области «Речевое развитие»
Конспект ННОД образовательной области «Речевое развитие»
Автор: Багаутдинова А. М., воспитатель МБДОУ «Детского сада «Солнышко»
Цель: Развитие речевой активности дошкольников.
Задачи:
-совершенствование грамматического строя;
-знакомство со звуком (Э).
— развитие артикуляционного аппарата;
— развитие мелкой моторики рук;
— активизация памяти и внимания.
— воспитывать трудолюбие, наблюдательность, усидчивость, бережное отношение к окружающей природе.
Оборудование: листья осенние, картинка с изображением муравья, артикуляционная карточка «Вкусное мороженное»; предметные картинки, бумажные салфетки, осенние листья, Звуковичок Э.
Ход НОД:
Оргмомент.
Утром встали малыши,
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады, как всегда.
Гости здесь у нас с утра,
Педагог:— Я очень люблю путешествовать. А вы, ребята, вы любите путешествовать? (Да) — А на чем мы можем, отправиться в путешествие (ответы детей) Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда, вы узнаете, когда мы приедем. Давайте встанем друг за другом, как вагончики. Какие звуки мы слышим, когда едет паровоз? (Чух-Чух-Чух….)
Итак, наш паровоз отправляется в путешествие.
Дети четко произносят слова, работают руками, имитируя езду паровоза. На ковре лежат осенние листья, под одним из листьев лежит картинка с изображением муравья.
Педагог: Ребята, вот мы с вами приехали! Посмотрите вокруг. Как вы думаете, где мы находимся? (в лесу)
Педагог: — Ребята, какое сейчас время года? (Осень) — В каком лесу мы сейчас? (В осеннем лесу) — Ребята, посмотрите, сколько осенних листьев нам подарила осень. — Какого цвета листок? (Желтый, красный) — С какого дерева листок? (С березы) – Если листок с березы, значит он какой? (Березовый листок) А это с какого дерева листок? (С клена) Если листок с клена, значит он какой? (Кленовый листок)
Педагог:
(текст сопровождается движениями)
-Вот приехали мы в лес,
Полон сказок и чудес,
Мы тихонько в лес войдем,
Может там кого найдем?
Под большим листом лежит картинка с изображением муравья.
Педагог: — Кто это, ребята? (Муравей). (Воспитатель показывает картинку с муравьем.)
-Скажите, какая у муравья голова по размеру (маленькая) А по форме она какая? (круглая) А по цвету какая? (черная) А что на ней расположено? (усы)
Педагог:-Посмотрите, какое у муравья интересное туловище. Оно состоит из двух частей и покрыто черным панцирем. А как вы думаете, ребята, для чего ему нужен этот панцирь? Совершенно верно, для защиты. Первая часть туловища поменьше, а нижняя какая? (побольше).
-Сколько у муравья лапок? (много.) -Давайте посчитаем. (Одна лапка, две лапки, три лапки и т. д.) -Какие они (тонкие) и на что похожи? -Какие муравьи по размеру? -Где живут? (В муравейнике) Показ картинки муравейника.
Звуковая работа. Звук [Э].
Педагог: -А зовут его Эй. Просто Эй. Вот такое смешное и звучное имя. Ребята, а с какого именно звука начинается его имя? (Э) Давайте вместе повторим. А звучное оно, потому что начинается с красивого и звонкого звука (Э). Педагог: -А у муравья есть друг Звуковичок Э. — Давайте мы его позовем сначала тихо -э-э-э,а потом громко – Э-Э-Э. Произносим протяжно этот звук и посмотрим, как широко открывается рот. — А вот и Звуковичок Э. (Картинка с изображением Звуковичка Э).
— С этого звука начинается вкусные слова: Эклер (Кто знает, что это такое, эскимо (Что это); интересное слово «экран» (Это та часть телевизора, где можно увидеть мультфильмы и другие передачи., очень важное при строительстве слово «экскаватор» (У кого из вас есть игрушечный экскаватор). важное и полезное слово «электричество», — Назовите картинки, четко выговаривая звук (Э).
Игра «Чего не стало?»
Пальчиковая игра «Братцы».
Педагог:-Муравей по имени Эй, рассказал, что у него очень много братьев.
И сейчас они в большом муравьином доме, в муравейнике, ложатся спать. Он даже придумал про них считалочку и меня научил. Давайте вместе попробуем.
Этот братец хочет спать, (Дети загибают мизинец.)
Этот братец лег в кровать, (Загибают безымянный палец.)
Этот братец чуть вздремнул, (Средний палец.)
Этот братец уж уснул, (Указательный палец.)
Этот братец крепко спит. (Большой палец.)
Тише, дети, не шумите, (Дети грозят пальцем другой руки.)
Муравьев не разбудите. (Прикладывают другой палец к губам.)
-Ой! Муравьишки проснулись и разбежались в разные стороны. Пальчики детей как бы разбегаются по поверхности стола. Руки разводятся в разные стороны. -Ну и пусть убегают по своим делам, помашите им рукой.
Артикуляционная гимнастика «Вкусное мороженое».
Педагог:- Отгадайте, про какую картинку загадка, и доскажите нужное словечко.
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?. (Эскимо)
Педагог:-Что- то наши язычки заскучали. Надо их угостить эскимо. Воспитатель делает вид, что раздает эскимо каждому ребенку. (воспитатель раздает всем детям деревянные палочки) Предлагает покрепче держать за палочку и начать облизывать мороженое. «Облизывающие» движение языка совершаются ритмично снизу вверх, широким языком. Затем детям предлагается облизывать широким языком только верхнюю губу в направлении сверху вниз, а потом верхнюю и нижнюю губы круговыми движениями сначала по часовой, затем против часовой стрелки. При выполнении этих артикуляционных упражнений быстро устает язык и повышается слюноотделение. Поэтому в конце детям рекомендуется вытереть рот и подбородок салфеткой.
Педагог:— Нам пора возвращаться в детский сад. Мне кажется, нас ждет вкусный обед. Мне очень понравилось наше путешествие, и я возьму с собой зеленый листок в детский сад. Если вам тоже понравилось наше путешествие, вы тоже можете взять зеленый листок. А если вам было что – то не понятно, вы затруднялись с ответами, то возьмите желтый листок. А если вам было не интересно и вы скучали, то возьмите красный листок. В детском саду мы с вами сделаем красивый букет из листьев.
Педагог: Ребята, давайте встанем друг за другом, как вагончики. Итак, наш паровоз отправляется в детский сад!
Рефлексия:
— Вот мы и приехали в детский сад!
— Молодцы, ребята! С кем мы сегодня познакомились? (с муравьем)
— Как его зовут? (Эй)
— А как зовут друга муравья? (звуковичок «Э»)
— Какой звук мы узнали? (звук «Э»)
— А сейчас предлагаю вам взять свои листочки, которые привезли из леса и рассказать почему вы выбрали листок такого цвета. (ответы детей)
А сейчас, мы с вами сделаем красивый осенний букет из ваших листочков!
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».
Пересказ сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Тема: ПЕРЕСКАЗ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РЕПКА» Цель: Совершенствовать монологическую речь детей в процессе игры – путешествия. Задачи:.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему «Весна» Цель: развивать диалогическую форму речи детей. Задачи: Образовательные задачи: • Систематизировать знания детей о весне; • Учить отчётливо.
Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Животные Севера» Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера. Задачи: Образовательные: закрепление представлений о природе,.
Конспект ОД по образовательной области «Речевое развитие»: «Путешествие в мир театра» Конспект ОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей среднего, старшего дошкольного возраста (ОНР) Тема: «Путешествие в.
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Поможем весне» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Закреплять с детьми представления о весне и ее приметах. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.
Конспект ООД в образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе на тему «Весна» Конспект ООД в младшей группе Образовательная область «Речевое развитие» Цель: Выявить уровень знаний детей об изменениях в природе с приходом.
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» «В гостях у бабушки» в младшей группе.
Конспект НОД в образовательной области «Речевое развитие» в младшей группе «Путешествие в сказку» Конспект непосредственной образовательной деятельности в младшей группе детского сада Образовательная область: «Речевое развитие». Тема:.
Источник
Конспект урока по развитию речи в 3 классе по теме «Насекомые: муравей»
план-конспект урока по теме
Конспект урока по развитию речи в 3 классе (для детей с лёгкой степенью умственной отсталости) по теме «Насекомые: муравей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Муравей | 42.38 КБ |
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?
Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.
Бесплатно, онлайн, 40 минут
Предварительный просмотр:
Конспект урока по развитию речи (3 класс).
учитель: Чаплицкая О.А.
Тема: Насекомые: муравей.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Ознакомление учащихся с насекомым – муравьём.
Задачи: 1. Формировать умение отличать муравьёв, составлять рассказ описательного характера с опорой на схему.
2. Развивать у детей мыслительную деятельность, формируя умение отвечать на вопросы, касающиеся наблюдаемых явлений (как, зачем, почему) .
3. Воспитывать бережное отношение к природе; к муравьям.
Оборудование: Изображение раннецветущих растений (Мать-и-мачехи, подснежника, первоцвета); изображение зелёного луга; аудиозапись «Звуки леса»; изображение муравейника, муравья; карточки с названиями частей тела муравья, карточки с вопросами о муравье; письмо муравьёв; изображение маленьких муравьишек с пожеланиями (каждому ученику); ноутбук, телевизор; мяч.
— Долгожданный дан звонок
(Проверка рабочих мест учащихся).
— Как называется урок? (Развитие речи)
— Вспомните девиз урока развития речи. (Говорим неторопливо, очень внятно и красиво.) Слайд1.
II. Фенологическая минутка.
Дежурный выходит к доске, называет число, месяц, год, день недели.
— Какие изменения заметили в неживой природе? В живой природе (в жизни растений и животных)?
— Какой месяц наступит после апреля?
— Какой по счёту месяц апрель с начала нового года? (4)
— Как вы думаете сейчас начало, середина или конец весны? Почему?
III. Повторение пройденного.
— Вспомните, о каком раннецветущем растении мы говорили на прошлом уроке? (О подснежнике)
— Посмотрите на доску, здесь изображены растения. Под каким номером изображён подснежник? (3) Остальные растения тоже раннецветущие и имеют названия :мать-и-мачеха, первоцвет.
— А что вы запомнили про подснежник? (Почему имеет такое название, почему занесён в Красную книгу(т.к. редкое растение, нельзя срывать)
IV. Вступительная беседа.
— А сейчас закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что уже наступило лето. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”)
— Светит яркое солнце, нам тепло и приятно. Вдохните аромат цветов. Вокруг весело поют птицы. Мы с вами оказались на зеленой лужайке. Открывайте глазки ( Слайд 2 — картина “Зеленый луг”)
V. Изучение нового материала.
1) Обобщение знаний о насекомых
Посмотри на летний луг,
Приглядись внимательно,
Ты поймешь, что жизнь вокруг,
Очень занимательна.
И зеленая картинка
Сразу оживает:
Сел кузнечик Щ на травинку,
Бабочка Щ порхает,
Полосатый шмель Щ гудит
Радостно и звучно…
Целый день здесь жизнь кипит,
Здесь совсем не скучно.
— Придумайте название картине.
— Перечислите обитателей зеленого луга, изображенных на картине.
— Назовите их одним словом. (Насекомые )
— Кто помнит, почему эти животные так названы? (на брюшке у всех насекомых имеются поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда и произошло название “насекомые” — от слова насекать.)
— А ещё, что объединяет всех насекомых? (У всех насекомых 6 лапок)
2) Сообщение темы занятия
— А о каком насекомом мы будем говорить сегодня на уроке, вам предстоит догадаться.
Кто они? Откуда? Чьи? В лесу у пня суетня, беготня.
Льются черные ручьи. Народ рабочий весь день хлопочет.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
— Кто это? (Муравьи)
— По каким признакам догадались? С чем сравнивают муравьев?
На доске – изображение муравья. Слайд3.
— Кто догадался, какая тема урока?
— А что бы вы хотели сегодня на уроке узнать о муравье?
3) Рассматривание изображения муравья.
— Кто видел муравья?
— Какого муравьи размера? (Маленького)
— Какого цвета муравьи? (бывают коричневого, бывают рыжего).
4) Анализ строения муравья, обозначение частей тела.
— Как называется эта часть? (карточки со словами “голова”, «грудь», «брюшко», «лапки», «усики» , «глаза» прикрепляется рядом и т. д.)
— Как называется часть муравья, которая прикрепляется к голове?
— На какой части тела муравья имеются насечки?
— Что есть на голове у муравья?
— С помощью чего муравей передвигается?
— Из скольких частей состоит тело муравья? (повтор и показ частей слабым учащимся)
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
6) Рассказ учителя о муравьях.
— Где же живут муравьи? (в лесу)
— Как называется их дом, в котором они живут? ( Муравейник – чтение детьми по слогам, целиком)
— А кто видел муравейник? Как он выглядит?
Просмотр учебного фильма про муравейник. (25сек. – 1мин.15сек.)
-Из чего муравьи делают муравейник? (Строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек)
-Высота муравейника может достигать 1м. У всех муравьёв свои обязанности : кто строит дом, кто добывает пищу, а кто ухаживает за детьми.
-Вот как выглядит муравейник внутри и снаружи . Слайд 4, 5
Чем питаются муравьи?
— Как вы думаете, чем питаются муравьи? Слайд 6.
Пища муравьев – различные гусеницы, бабочки, улитки, черви, мухи, жучки. Крупную добычу (гусеницу) тащат в муравейник сразу несколько муравьев: одному из них такая ноша не под силу.
— Как вы думаете муравьи полезные или вредные насекомые? Почему?
— Муравьи – полезные насекомые. Они уничтожают вредителей леса. Муравьев называют “ санитарами леса ”, (лесными докторами) т. к. они уничтожают различных насекомых, повреждающих кору и листья деревьев (Например гусениц, бабочек) К тому же муравьи рыхлят почву и разносят семена растений. А сами служат пищей птицам ( рябчикам, тетереву), их едят барсуки, лисы, медведи.
— Мы теперь узнали, что муравьи – это полезные насекомые.
Письмо .«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от всяких вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
— Кто написал это письмо? (Муравьи) Я бы даже сказала, что это крик о помощи.
— Что мы сможем ответить муравьям? Можем ли мы пообещать, что не будем разорять муравейники!
(дети по одному вытягивают листочек с вопросом, и готовятся отвечать на него)
— Какого размера муравьи?
— Какого цвета муравьи?
— Из каких частей состоит муравей?
— Где живет муравей?
— Чем питаются муравьи?
— Муравьи полезные или вредные насекомые?
— Как называют муравьёв?
— Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?
Составление учащимися рассказа о муравье по плану. ( 2-3 ученика )
Муравьи – это насекомые. Они бывают коричневого и рыжего цвета. Муравьи очень маленькие и трудолюбивые. У муравья есть голова, грудка, брюшко, усики, глаза, рот, 6 лапок. Живут муравьи в лесу. Их гнезда называются муравейники, высота которых может быть более 1 м. Их строят из сухих травинок, хвоинок, обломков веточек. Все это — надземная часть жилища муравьев. Из нее по проходам муравьи попадают в подземную часть жилища. Муравьи строят свое жилище несколько лет. В одном муравейнике живут десятки тысяч муравьев.
Дидактическая игра “Мяч лови, назад бросай – одним словом называй”.
- живет в лесу — лесной
- небольшого размера — маленький
- любит труд — трудолюбивый
- не боится врагов — смелый
- приноси пользу — полезный
- заботятся друг о друге — заботливые
- черная грудка — черногрудый
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
День закончился, но впрок
Быстро повторим урок:
— О каком насекомом говорили на уроке?
— Что нового узнали о муравье?
— Ребята, к вам под стул, каждому, приполз муравьишка, и оставил вам своё пожелание и совет. Прочитайте и подумайте, что хотел сказать вам муравьишка.
( Не ленись, а трудись!, Лень портит человека, Труд – это жизнь, Трудись с усердием, Лекарство от безделья – труд, Дела важнее слов, Хорошо трудиться – в жизни пригодится, Работа – это главное в жизни. Доводи дело до конца)
— Природа – это наш общий дом. Ее надо беречь насколько хватает сил! С разрушенного муравейника начинается разрушение природы. Помните всегда об этом и берегите природу!
Если я скажу про вас,
Отвечаете сейчас:
“Это я, это я, это все мои друзья!”
Не согласен – так кричи,
Всем ребятам сообщи:
“Это не я, это не я, это не мои друзья!”
— Муравейник мы найдем,
Понаблюдаем и уйдем.
— С берега кидаем в реку
То пакеты, то газеты.
— Мы ежонка увидали
И домой его забрали.
— Не развожу костров в лесу,
Берегу его красу.
— Чтобы ягоды собрать,
Надо ветки обломать!
— По тропинке кто шагает,
На муравьев не наступает?
— В выходной мы в лес идем,
Музыку с собой несем,
Чтобы вдоволь накричаться
И на ветках покачаться.
Составление рассказа по картинно–графическому плану.
Просмотр документального фильма о муравье.
.«Здравствуйте, дорогие ребята. Мы живём в лесу. Мы очень маленькие и беззащитные. Некоторые взрослые и дети, когда встречают наш необычайно красивой дом, пытаются его разрушить, разорить, дети палками ломают, то, что мы строим годами. А ведь мы столько добра делаем: мы очищаем лес от вредных насекомых. Почему тогда люди к нам, к нашим семьям бывают очень жестоки? Ведь в этих домах живут наши детки…. Пожалуйста, не причиняйте нам вреда! »
Какого размера муравьи?
Какого цвета муравьи?
Назови части тела муравья.
Где живёт муравей?
Чем питаются муравьи?
Муравьи полезные или вредные насекомые?
Как называют муравьёв?
Муравьи ленивые или трудолюбивые насекомые?
Не ленись, а трудись!
Дела важнее слов.
Лень портит человека.
Хорошо трудиться – в жизни пригодится.
Труд – это жизнь.
Работа – это главное в жизни.
Трудись с усердием!
Доводи дело до конца.
Лекарство от безделья – труд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по развитию речи»Что такое тип речи».
План- конспект урока по развитию речи » Что такое ти речи».
Конспект урока по развитию речи. Тема: «Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся».
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–.
Конспект урока по развитию речи. 4 класс .»Петя и волки».
формировать умение составлять связный рассказ из деформированного текста.
конспект урока по развитию речи 3 класс: Дикие дивотные: ёж
На уроке необходимо пополнить знания детей о внешнем виде ежа, его повадках; развивать словарный запас детей через многозначность слова «иголка».
Конспект урока по развитию речи 4 класс «Начало зимы. Зимние забавы детей».
Конспект урока про развитию речи «Начало зимы.Зимние забавы» для детей с умеренной умственной отсталостью,на уроке использованы наглядно-дидактический материал:сюжетные , опорные схемы,предметны.
Конспект урока по развитию речи 2 класс «Особый ребенок» Тема: «Игрушки и школьные принадлежности» (урок повторение)
Конспект урока по развитию речи2 класс «Особый ребенок»Тема: «Игрушки и школьные принадлежности»(урок повторение)Цель: Стимулирование речевых функций учащихся с тяжелыми нарушениями интеллекта.Задачи.
Конспект урока по развитию речи 3 класс II отделение Составление рассказа по картинкам
УРОК: Развитие речиУЧИТЕЛЬ: Сивохо А.С.КЛАСС: 3 «Б» 2 отделениеДАТА: 14 марта 2018 гУЧЕБНИК: ТЕМА: Составление рассказа по картинкамТИП УРОКА: урок усвоения новых з.
Источник