Ваш IP заблокирован
Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.
Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.
В письме укажите следующие сведения о блокировке:
Кроме того, пожалуйста, уточните:
- Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
- Какие плагины установлены в Вашем браузере?
- Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
- Проявляется ли проблема в другим браузере?
- Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
- Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?
Your IP is blocked
Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.
Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.
Attach following text in your email:
Please specify also:
- What Internet provider (ISP) do you use?
- What plugins and addons are installed to your browser?
- Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
- Is it still blocking if you use another browser?
- What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
- How long ago have you checked your computer for viruses?
Источник
Ваш IP заблокирован
Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.
Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.org если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.
В письме укажите следующие сведения о блокировке:
Кроме того, пожалуйста, уточните:
- Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
- Какие плагины установлены в Вашем браузере?
- Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
- Проявляется ли проблема в другим браузере?
- Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
- Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?
Your IP is blocked
Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.
Contact abuse[at]twirpx.org if you sure this block is a mistake.
Attach following text in your email:
Please specify also:
- What Internet provider (ISP) do you use?
- What plugins and addons are installed to your browser?
- Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
- Is it still blocking if you use another browser?
- What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
- How long ago have you checked your computer for viruses?
Источник
Тараканов м музыкальный театр альбана берга
Музыковед, музыкальный критик, писатель, педагог, общественный деятель
Доктор искусствоведения (Дисс.: «Стиль симфоний Прокофьева», Институт истории искусств АН СССР, 1971; по одноименной книге – М., 1968)
Профессор (1990)
Родился 20 февраля 1928 года в Ростове-на-Дону в семье врачей.
В 1948 году закончил Музыкальное училище при Московской консерватории как музыковед, в 1952 году — Московскую консерваторию, в 1955 там же аспирантуру (научный руководитель С.С.Скребков). Занимался также у Р.И. Грубера, А.Ф.Мутли, В.В. Протопопова, И.В. Способина, В.А. Цуккермана. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию «Вопросы тематического развития в симфониях Н.Я. Мясковского первого периода творчества. (С 1-й по 6-ю включительно)» (Московская консерватория).
Педагогическая деятельность
Педагогическую деятельность в Московской консерватории начал в 1955 году. Преподавал музыкально-теоретические дисциплины (среди учеников С.А.Губайдулина). С 1960 до конца дней работал в Институте истории искуств. В 1980 вернулся в консерваторию в качестве преподавателя кафедры теории музыки, в 1986 возглавил кафедру советской музыки и музыкальной критики (позднее – истории современной отечественной музыкальной культуры).
Читал спецкурс по музыкальной критике, лекции по оперной драматургии у студентов-музыковедов, проводил семинары, руководил работой дипломников и аспирантов, организовывал конференции, участвовал в заседаниях Ученого совета, занимался научной, методической, организационной и общественной деятельностью. В последнее 10-летие жизни отдавал много сил совершенствованию учебного процесса в Московской консерватории. Возглавляемый им преподавательский коллектив подготовил учебник по истории современной отечественной музыки (Вып. 1, 2).
В середине 1980-х гг. выдвинул идею «фоносферы» как звуковой среды обитания человека (Курьер ЮНЕСКО. 1986. Май). Вел большую музыкально-общественную деятельность. Руководил музыковедческой секцией московского отделения Союза композиторов РСФСР, возглавлял Семинар оперных критиков при Союзе театральных деятелей, был членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, входил в редсоветы издательств «Музыка» и «Советский композитор» (позднее – «Композитор») и др.
Умер 26 сентября 1996 года в Москве.
Ученики
Под руководством Тараканова защищено 10 докторских и 30 кандидатских диссертаций. Среди учеников: А. Баева, Л. Бражник, С. Гончаренко, Е.Дуков, А. Ивашкин, Р.Косачева, К. Мелик-Пашаева, Н.Савкина, Р. Сергиенко.
Научные труды. Издания. Публикации
Сфера научных интересов Тараканова – отечественная и зарубежная музыка XX века, музыкальный театр.
Работал над учебниками по оперной драматургии и музыкальной критике (сохранились отдельные рукописные и машинописные фрагменты).
Участник коллективных трудов:
- «История музыки народов СССР» (Т. 1–6. М., 1970– 1995)
- «Музыка ХХ века» (Ч. 1. Кн. 2. М., 1977; Ч.2. Кн. 4. М., 1984)
- «История современной отечественной музыки. Учебник» (Вып. 1–2. М., 1995, 1999)
- «История русской музыки» (Т. 10А. 1890–1917-е годы. М., 1997)
- «Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века» (М., 1997).
Ответственный редактор и редактор-составитель ряда сборников научных трудов. Автор первой отечественной монографии об А. Берге, а также работ, посвященных творчеству С.С.Прокофьева, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке, С.М. Слонимского, Н.Н. Каретникова, В.П. Артемова и др.
Сочинения:
- Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968
- Новая тональность в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972
- Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976
- Творчество Родиона Щедрина. М., 1980
- Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980
- О русском национальном начале в современной советской музыке // Советская музыка на современном этапе. Статьи и интервью. М., 1981
- Советский музыкальный театр. М., 1982
- Русская советская симфония. Итоги и перспективы. М., 1982
- Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы) // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
- Музыкальная драматургия в советском балете // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. М., 1982
- Инструментальный концерт. М., 1985
- Музыкальная культура РСФСР. М., 1987
- О методологии анализа музыкального произведения (о соотношении типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987
- Симфония и концерт в русской советской музыке (60–70-е годы). М., 1988
- Советская музыка вчера и сегодня (новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня). М., 1989
- Прокофьев: легенды и действительность // Сергей Прокофьев. 1891–1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания. М., 1991 (то же в пер. на нем. яз.: Duisburg, 1990)
- Последствия «неравного брака» (Музыка и государственная власть в советской России) // Отечественная музыкальная культура ХХ века. К итогам и перспективам. М., 1993
- Драма непризнанного мастера. О творчестве Николая Каретникова // Музыка из бывшего СССР. М., 1994
- В. Артемов. Очерк творчества. М., 1994
- Творческий путь Д.Д.Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Нотографический справочник. М., 1995
- Ранние оперы Прокофьева. М., 1996
- Превратности судьбы в комедийном жанре («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта) // Моцарт: пространство сцены. М., 1998
- Музыка в нестабильном обществе // Музыка ХХ века / Московский форум. Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
- Die Idee des Komponisten und ihre Umsetzung // Kunst und Literatur. Berlin. 1983. Heft 1
- Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М. – СПб. 2003
Литература о данном педагоге
- Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю.В. Келдыш. Т. 5. М., 1981
- «Кто писал о музыке». Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. 3 / Cост. Г.Б. Бернандт, И.М. Ямпольский. М., 1979
- Московская консерватория. 1866–1966 / Ред. коллегия: Л.С. Гинзбург, А.И. Кандинский, А.А. Николаев, В.В. Протопопов, Н.В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966
- Барсова И.А. Книга о Берге // Советская музыка. 1978. № 8
Использованы материалы Е. М. Таракановой: Тараканова Е. М. М. Е. Тараканов // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866 – 2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 584-585.
Источник
Берг (Berg) Альбан (1885–1935)
Берг (Berg) Альбан (1885–1935)
Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро-немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал сравнительно немного сочинений, но они явились видными вехами истории музыки первой половины XX в. и активно повлияли на композиторское творчество дальнейших поколений. Такая судьба выпала на долю двух опер Б. — «Воццек» и «Лулу», Концерта для скрипки с оркестром «Памяти ангела», «Лирической сюиты» для струнного квартета, Пяти оркестровых песен на тексты П. Альтенберга и концертной арии «Вино», Четырех пьес для кларнета и фортепиано. Почти сто лет исполняются его «Семь ранних песен» на стихи различных поэтов.
Главный парадокс творчества Б. — в нерасторжимости двух эстетик: безобразного, скользящего от реализма к натурализму, и идеально-прекрасного, с героической безнадежностью брошенного в мир XX в. Б. как творческая личность — и реалист, с сочным гротеском рисующий карикатуры персонажей в своих операх, и критик-публицист, выступающий в печати и на радио в защиту нового искусства, и глубочайший лирик, создавший любовно-романтическую музыку, и ученый-схоласт, верящий в магию чисел и симметрии, и религиозный человек, верующий в спасение на небесах.
Опера «Воццек» — это и протест против милитаризма («Я убежден, что Вы еще не скоро найдете такого страстного антимилитариста, как я»), и протест против унижения «маленького человека» (гротескные фигуры Капитана и Доктора). Реализм доводится до натуралистических деталей: хор храпящих солдат в казарме, сексуальная изобразительность в сцене Мари с тамбурмажором и т. д. Люди опущены на дно жизни: бедная комната Мари, кабак с расстроенным пианино, Воццек в топи болота. При этом все эмоции героев экспрессионистически взвинчены: гипертрофированы вокальные партии Капитана и Доктора, натуралистическим криком обрывается жизнь Мари, с завываниями от ужаса распевают слово «кровь» танцующие в кабаке. По словам Т. Адорно, «всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя». И этому мраку униженности, нищеты, безнадежности и безумия Б. как истинный художник находит столь же сильную равнодействующую — свет, излучаемый самой музыкой: лирична колыбельная Мари, возвышенны ее интонации в сцене с Библией, нежен голос ребенка Мари в последней сцене, а главное — создана собственно музыкальная итоговая кульминация в виде последней симфонической интерлюдии, в которой со всей страстностью передается великое сострадание всем страдающим на земле. Приводятся в действие и все незримые для посвященных эстетические силы «абсолютной музыки» — законченные музыкальные формы (вариации, фуги, рондо и т. д.). В созвучии с идеями своего друга, архитектора А. Лооса, Б. образует квазигеометрическую структуру во всей трехактной композиции «Воццека»: общий план ABA, ось в 3-й сцене II акта, окаймление по 7 сцен с обеих сторон. Позднее, в инструментальных сочинениях Б. пришел к «геометризации» каждого такта и даже каждого звука (в «Лирической сюите»).
Вершину парадокса в творчестве Б. и во всем музыкальном театре составила опера «Лулу», по Ф. Ведекинду (осталась недописанной). Здесь все герои отрицательны, их неожиданные смерти (из-за влечения к соблазнительнице Лулу и соперничества) нагромождаются друг на друга, как в американских кинобоевиках, сама героиня лишена элементарной человечности, и ее в конце оперы убивает Джек Потрошитель. В начале спектакля персонажи представлены в виде диких зверей, загнанных в клетку. В опере возникают натуралистические и экспрессионистические детали: имитация астматического кашля, стоны Художника, которому перерезают горло, отчаянный крик Лулу перед смертью. Несмотря на это, Б. и такой сюжет воплощает по принципу «роман как жизнь и жизнь как роман». В какой-то момент действия вдруг устанавливается идентификация между одним из героев по имени Альва (у Ведекинда он «автор» пьесы, у Б. — «автор» данной оперы) и самим композитором по имени Альбан. И сочиненная героем-двойником музыка — антипод сценическому действию. Полная страстной лирики и сострадания, она восходит к любовным томлениям «Тристана и Изольды» Вагнера, экспрессии «бесконечных мелодий» симфоний Брукнера и Малера. В этой опере весь свет — в музыке, вся тьма — в сценическом действии, и дальше по пути этого разрыва идти некуда.
Принцип «жизнь как роман» с поразительной буквальностью реализовался и в чисто инструментальном произведении Б. — «Лирической сюите» для струнного квартета, названной автором «небольшой памятник большой любви». Композитор в рукописи запечатлел подробную словесную картину своих чувств. Например, в связи с V ч.: «Ужас дней с их скачущим пульсом (тт. 19, 51), боль tenebroso ночи, с ее темным течением, когда никак невозможно заснуть (тт. 70, 121). И опять день с его безумным (т. 124) сердцебиением (тт. 127, 201)…» И рядом — излюбленная схоластика чисел Б.: V ч., несколько разделов — 5 х 10; 12 х 10; 21 х 10; 32 х 10; 2 х 23 х 10 тактов.
Открытием нового художественного парадокса завершилось творчество Б. В Концерте для скрипки «Памяти ангела», написанном под впечатлением кончины молодой девушки, Б. использовал палитру разноообразных психологических красок, передав в кульминации сам ужас смерти. А в качестве противовеса ему ввел нечто «неслыханное» (любимое выражение «нововенской школы») — отрешенно звучащую подлинную цитату из хорала Баха «Es ist genug». В этом контрасте земного и небесного он нашел новый композиторский метод, через 30 лет захвативший всю Европу, полистилистику.
Glaube, Hoffnung und Liebe. Schriften zur Musik. Leipzig 1981.
Тараканов M. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976;
Воробьев Д. Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 163–207;
Холопова В. Берг // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., 1990;
Redlich H. F. Alban Berg. Wien, 1957;
Adorno T. Alban Berg. Vienna 1968; 2-я ред. 1978;
Источник