Тараканов м музыкальный театр альбана берга

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.club если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.club if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Ваш IP заблокирован

Убедитесь, что Вы не используете анонимайзеры/прокси/VPN или другие подобные средства (TOR, friGate, ZenMate и т.п.) для доступа к сайту.

Отправьте письмо на abuse[at]twirpx.org если Вы уверены, что эта блокировка ошибочна.

В письме укажите следующие сведения о блокировке:

Кроме того, пожалуйста, уточните:

  1. Каким Интернет-провайдером Вы пользуетесь?
  2. Какие плагины установлены в Вашем браузере?
  3. Проявляется ли проблема если отключить все плагины?
  4. Проявляется ли проблема в другим браузере?
  5. Какое программное обеспечение для организации VPN/прокси/анонимизации Вы обычно используете? Проявляется ли проблема если их отключить?
  6. Давно ли в последний раз проверяли компьютер на вирусы?

Your IP is blocked

Ensure that you do not use anonymizers/proxy/VPN or similar tools (TOR, friGate, ZenMate etc.) to access the website.

Contact abuse[at]twirpx.org if you sure this block is a mistake.

Attach following text in your email:

Please specify also:

  1. What Internet provider (ISP) do you use?
  2. What plugins and addons are installed to your browser?
  3. Is it still blocking if you disable all plugins installed to your browser?
  4. Is it still blocking if you use another browser?
  5. What software do you often use for VPN/proxy/anonymization? Is it still blocking if you disable it?
  6. How long ago have you checked your computer for viruses?

Источник

Тараканов м музыкальный театр альбана берга

Музыковед, музыкальный критик, писатель, педагог, общественный деятель
Доктор искусствоведения (Дисс.: «Стиль симфоний Прокофьева», Институт истории искусств АН СССР, 1971; по одноименной книге – М., 1968)
Профессор (1990)

Родился 20 февраля 1928 года в Ростове-на-Дону в семье врачей.

В 1948 году закончил Музыкальное училище при Московской консерватории как музыковед, в 1952 году — Московскую консерваторию, в 1955 там же аспирантуру (научный руководитель С.С.Скребков). Занимался также у Р.И. Грубера, А.Ф.Мутли, В.В. Протопопова, И.В. Способина, В.А. Цуккермана. В 1957 году защитил кандидатскую диссертацию «Вопросы тематического развития в симфониях Н.Я. Мясковского первого периода творчества. (С 1-й по 6-ю включительно)» (Московская консерватория).

Педагогическая деятельность

Педагогическую деятельность в Московской консерватории начал в 1955 году. Преподавал музыкально-теоретические дисциплины (среди учеников С.А.Губайдулина). С 1960 до конца дней работал в Институте истории искуств. В 1980 вернулся в консерваторию в качестве преподавателя кафедры теории музыки, в 1986 возглавил кафедру советской музыки и музыкальной критики (позднее – истории современной отечественной музыкальной культуры).

Читал спецкурс по музыкальной критике, лекции по оперной драматургии у студентов-музыковедов, проводил семинары, руководил работой дипломников и аспирантов, организовывал конференции, участвовал в заседаниях Ученого совета, занимался научной, методической, организационной и общественной деятельностью. В последнее 10-летие жизни отдавал много сил совершенствованию учебного процесса в Московской консерватории. Возглавляемый им преподавательский коллектив подготовил учебник по истории современной отечественной музыки (Вып. 1, 2).

В середине 1980-х гг. выдвинул идею «фоносферы» как звуковой среды обитания человека (Курьер ЮНЕСКО. 1986. Май). Вел большую музыкально-общественную деятельность. Руководил музыковедческой секцией московского отделения Союза композиторов РСФСР, возглавлял Семинар оперных критиков при Союзе театральных деятелей, был членом экспертного совета Высшей аттестационной комиссии, входил в редсоветы издательств «Музыка» и «Советский композитор» (позднее – «Композитор») и др.

Умер 26 сентября 1996 года в Москве.

Ученики

Под руководством Тараканова защищено 10 докторских и 30 кандидатских диссертаций. Среди учеников: А. Баева, Л. Бражник, С. Гончаренко, Е.Дуков, А. Ивашкин, Р.Косачева, К. Мелик-Пашаева, Н.Савкина, Р. Сергиенко.

Научные труды. Издания. Публикации

Сфера научных интересов Тараканова – отечественная и зарубежная музыка XX века, музыкальный театр.

Работал над учебниками по оперной драматургии и музыкальной критике (сохранились отдельные рукописные и машинописные фрагменты).

Участник коллективных трудов:

  • «История музыки народов СССР» (Т. 1–6. М., 1970– 1995)
  • «Музыка ХХ века» (Ч. 1. Кн. 2. М., 1977; Ч.2. Кн. 4. М., 1984)
  • «История современной отечественной музыки. Учебник» (Вып. 1–2. М., 1995, 1999)
  • «История русской музыки» (Т. 10А. 1890–1917-е годы. М., 1997)
  • «Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века» (М., 1997).

Ответственный редактор и редактор-составитель ряда сборников научных трудов. Автор первой отечественной монографии об А. Берге, а также работ, посвященных творчеству С.С.Прокофьева, Р.К. Щедрина, А.Г. Шнитке, С.М. Слонимского, Н.Н. Каретникова, В.П. Артемова и др.

Сочинения:

  • Стиль симфоний Прокофьева. М., 1968
  • Новая тональность в музыке ХХ века // Проблемы музыкальной науки. Вып. 1. М., 1972
  • Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976
  • Творчество Родиона Щедрина. М., 1980
  • Замысел композитора и пути его воплощения // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980
  • О русском национальном начале в современной советской музыке // Советская музыка на современном этапе. Статьи и интервью. М., 1981
  • Советский музыкальный театр. М., 1982
  • Русская советская симфония. Итоги и перспективы. М., 1982
  • Традиции и новаторство в современной советской музыке (опыт постановки проблемы) // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. М., 1982
  • Музыкальная драматургия в советском балете // Советский музыкальный театр. Проблемы жанров. М., 1982
  • Инструментальный концерт. М., 1985
  • Музыкальная культура РСФСР. М., 1987
  • О методологии анализа музыкального произведения (о соотношении типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания. М., 1987
  • Симфония и концерт в русской советской музыке (60–70-е годы). М., 1988
  • Советская музыка вчера и сегодня (новый взгляд на историю и проблемы сегодняшнего дня). М., 1989
  • Прокофьев: легенды и действительность // Сергей Прокофьев. 1891–1991. Дневник. Письма. Беседы. Воспоминания. М., 1991 (то же в пер. на нем. яз.: Duisburg, 1990)
  • Последствия «неравного брака» (Музыка и государственная власть в советской России) // Отечественная музыкальная культура ХХ века. К итогам и перспективам. М., 1993
  • Драма непризнанного мастера. О творчестве Николая Каретникова // Музыка из бывшего СССР. М., 1994
  • В. Артемов. Очерк творчества. М., 1994
  • Творческий путь Д.Д.Шостаковича // Дмитрий Шостакович. Нотографический справочник. М., 1995
  • Ранние оперы Прокофьева. М., 1996
  • Превратности судьбы в комедийном жанре («Свадьба Фигаро» В.А. Моцарта) // Моцарт: пространство сцены. М., 1998
  • Музыка в нестабильном обществе // Музыка ХХ века / Московский форум. Материалы междунар. науч. конференций. М., 1999
  • Die Idee des Komponisten und ihre Umsetzung // Kunst und Literatur. Berlin. 1983. Heft 1
  • Человек и фоносфера. Воспоминания. Статьи. М. – СПб. 2003

Литература о данном педагоге

  • Музыкальная энциклопедия / Гл. редактор Ю.В. Келдыш. Т. 5. М., 1981
  • «Кто писал о музыке». Био-библиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР. Т. 3 / Cост. Г.Б. Бернандт, И.М. Ямпольский. М., 1979
  • Московская консерватория. 1866–1966 / Ред. коллегия: Л.С. Гинзбург, А.И. Кандинский, А.А. Николаев, В.В. Протопопов, Н.В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966
  • Барсова И.А. Книга о Берге // Советская музыка. 1978. № 8

Использованы материалы Е. М. Таракановой: Тараканова Е. М. М. Е. Тараканов // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866 – 2006. Биографический энциклопедический словарь. М., 2007. С. 584-585.

Источник

Берг (Berg) Альбан (1885–1935)

Берг (Berg) Альбан (1885–1935)

Один из трех основных представителей так наз. «нововенской школы» XX в. (наряду с А. Шёнбергом и А. Веберном), яркий выразитель австро-немецкого музыкального экспрессионизма и европейского авангарда. Б. создал сравнительно немного сочинений, но они явились видными вехами истории музыки первой половины XX в. и активно повлияли на композиторское творчество дальнейших поколений. Такая судьба выпала на долю двух опер Б. — «Воццек» и «Лулу», Концерта для скрипки с оркестром «Памяти ангела», «Лирической сюиты» для струнного квартета, Пяти оркестровых песен на тексты П. Альтенберга и концертной арии «Вино», Четырех пьес для кларнета и фортепиано. Почти сто лет исполняются его «Семь ранних песен» на стихи различных поэтов.

Главный парадокс творчества Б. — в нерасторжимости двух эстетик: безобразного, скользящего от реализма к натурализму, и идеально-прекрасного, с героической безнадежностью брошенного в мир XX в. Б. как творческая личность — и реалист, с сочным гротеском рисующий карикатуры персонажей в своих операх, и критик-публицист, выступающий в печати и на радио в защиту нового искусства, и глубочайший лирик, создавший любовно-романтическую музыку, и ученый-схоласт, верящий в магию чисел и симметрии, и религиозный человек, верующий в спасение на небесах.

Опера «Воццек» — это и протест против милитаризма («Я убежден, что Вы еще не скоро найдете такого страстного антимилитариста, как я»), и протест против унижения «маленького человека» (гротескные фигуры Капитана и Доктора). Реализм доводится до натуралистических деталей: хор храпящих солдат в казарме, сексуальная изобразительность в сцене Мари с тамбурмажором и т. д. Люди опущены на дно жизни: бедная комната Мари, кабак с расстроенным пианино, Воццек в топи болота. При этом все эмоции героев экспрессионистически взвинчены: гипертрофированы вокальные партии Капитана и Доктора, натуралистическим криком обрывается жизнь Мари, с завываниями от ужаса распевают слово «кровь» танцующие в кабаке. По словам Т. Адорно, «всю темноту и вину мира новая музыка взяла на себя». И этому мраку униженности, нищеты, безнадежности и безумия Б. как истинный художник находит столь же сильную равнодействующую — свет, излучаемый самой музыкой: лирична колыбельная Мари, возвышенны ее интонации в сцене с Библией, нежен голос ребенка Мари в последней сцене, а главное — создана собственно музыкальная итоговая кульминация в виде последней симфонической интерлюдии, в которой со всей страстностью передается великое сострадание всем страдающим на земле. Приводятся в действие и все незримые для посвященных эстетические силы «абсолютной музыки» — законченные музыкальные формы (вариации, фуги, рондо и т. д.). В созвучии с идеями своего друга, архитектора А. Лооса, Б. образует квазигеометрическую структуру во всей трехактной композиции «Воццека»: общий план ABA, ось в 3-й сцене II акта, окаймление по 7 сцен с обеих сторон. Позднее, в инструментальных сочинениях Б. пришел к «геометризации» каждого такта и даже каждого звука (в «Лирической сюите»).

Вершину парадокса в творчестве Б. и во всем музыкальном театре составила опера «Лулу», по Ф. Ведекинду (осталась недописанной). Здесь все герои отрицательны, их неожиданные смерти (из-за влечения к соблазнительнице Лулу и соперничества) нагромождаются друг на друга, как в американских кинобоевиках, сама героиня лишена элементарной человечности, и ее в конце оперы убивает Джек Потрошитель. В начале спектакля персонажи представлены в виде диких зверей, загнанных в клетку. В опере возникают натуралистические и экспрессионистические детали: имитация астматического кашля, стоны Художника, которому перерезают горло, отчаянный крик Лулу перед смертью. Несмотря на это, Б. и такой сюжет воплощает по принципу «роман как жизнь и жизнь как роман». В какой-то момент действия вдруг устанавливается идентификация между одним из героев по имени Альва (у Ведекинда он «автор» пьесы, у Б. — «автор» данной оперы) и самим композитором по имени Альбан. И сочиненная героем-двойником музыка — антипод сценическому действию. Полная страстной лирики и сострадания, она восходит к любовным томлениям «Тристана и Изольды» Вагнера, экспрессии «бесконечных мелодий» симфоний Брукнера и Малера. В этой опере весь свет — в музыке, вся тьма — в сценическом действии, и дальше по пути этого разрыва идти некуда.

Принцип «жизнь как роман» с поразительной буквальностью реализовался и в чисто инструментальном произведении Б. — «Лирической сюите» для струнного квартета, названной автором «небольшой памятник большой любви». Композитор в рукописи запечатлел подробную словесную картину своих чувств. Например, в связи с V ч.: «Ужас дней с их скачущим пульсом (тт. 19, 51), боль tenebroso ночи, с ее темным течением, когда никак невозможно заснуть (тт. 70, 121). И опять день с его безумным (т. 124) сердцебиением (тт. 127, 201)…» И рядом — излюбленная схоластика чисел Б.: V ч., несколько разделов — 5 х 10; 12 х 10; 21 х 10; 32 х 10; 2 х 23 х 10 тактов.

Открытием нового художественного парадокса завершилось творчество Б. В Концерте для скрипки «Памяти ангела», написанном под впечатлением кончины молодой девушки, Б. использовал палитру разноообразных психологических красок, передав в кульминации сам ужас смерти. А в качестве противовеса ему ввел нечто «неслыханное» (любимое выражение «нововенской школы») — отрешенно звучащую подлинную цитату из хорала Баха «Es ist genug». В этом контрасте земного и небесного он нашел новый композиторский метод, через 30 лет захвативший всю Европу, полистилистику.

Glaube, Hoffnung und Liebe. Schriften zur Musik. Leipzig 1981.

Тараканов M. Музыкальный театр Альбана Берга. М., 1976;

Воробьев Д. Д. О некоторых противоречиях идейно-эстетической концепции оперы А. Берга «Лулу» // Кризис буржуазной культуры и музыка. Вып. 3. М., 1976. С. 163–207;

Холопова В. Берг // Творческие портреты композиторов. Популярный справочник. М., 1990;

Redlich H. F. Alban Berg. Wien, 1957;

Adorno T. Alban Berg. Vienna 1968; 2-я ред. 1978;

Источник

Читайте также:  Как избавиться от заусенцев от кутикул
Оцените статью