Субвокализация при чтении как избавиться

Содержание
  1. Противоядие от субвокализации и регрессии
  2. Урок 2. Подавление артикуляции
  3. Упражнения 2.1. Альтернативный текст
  4. Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции
  5. Упражнение 2.3 Музыка
  6. Упражнения 2.4. Держать темп
  7. Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»
  8. Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения
  9. Наталия Киеня
  10. Согласно подсчетам компании Google, на сегодняшний день в мире существует больше 130 млн книг. Далеко не все из них действительно заслуживают внимания, однако и на то, чтобы прочитать только шедевры мировой литературы, не говоря уже о научных, образовательных и других печатных материалах, не хватит человеческой жизни. Те, кто хочет прочесть побольше, осваивают скорочтение. Т&P собрали 5 упражнений и программ, которые помогут научиться проглатывать книги за день.
  11. Развитие периферического зрения
  12. Подавление субвокализации
  13. Отказ от регрессий
  14. Концентрация внимания
  15. Чтение слов целиком

Противоядие от субвокализации и регрессии

Известный факт — плохие навыки чтения с большей вероятностью ведут к неудачам как в учебном процессе, так и в жизни в целом. Однако, скорость чтения не столь важна сама по себе, как важно объединение всех навыков вместе.

Судите сами, если взрослый человек читает на уровне первоклассника, то и воспринимаемую из вне информацию он будет переваривать медленнее, чем человек с большей скоростью чтения.

Занимаясь прокачкой чтения, подходите к процессу разумно. Не стоит гнаться за показателем «количество слов в минуту». К тому же в жизни не всегда требуется использовать скоростное чтение. Существуют ситуации, когда скорость может сослужить плохую службу, например, чтение договора или важного отчета. Взрослому человеку следует практиковать разные скорости чтения. Как только вы научитесь применять разную скорость, новые возможности тут же появятся на горизонте.

Источник: google.com

Замечали за собой такую штуку, что прочитав главу не помните о чем там написано. Приходится возвращаться и перечитывать материал заново. Теряется время, которого катастрофически не хватает. Почему так происходит? В какой-то момент вам просто становится скучно. Сперва мысли в голове перескакивают с одной темы на другую со скоростью света. Затем, с вероятностью в 100%, начинает клонить в сон. Как же быть? Увеличьте скорость чтения в два раза. Как бы странно и противоречиво это не звучало, но мозгу понравится игра со скоростью. Да так сильно, что он станет более внимательно воспринимать прочитанное.

Читайте также:  Как достают клещей у животных

Россиянка Светлана Архипова попала в Книгу рекордов Гиннеса со скоростью чтения шестьдесят тысяч слов в минуту.

Стоп. Прямо сейчас обратите внимание, как вы читаете данный материал. Вы проговариваете каждое слово про себя? Если да, то к вам прицепилась привычка «субвокализация». Она то и тормозит скорость чтения, и главное, влияет на процесс понимания прочитанного. Как быть в этом случае? Придется приложить усилия, чтобы избавиться от этой привычки. Первым делом необходимо тренировать глаза и увеличивать поле зрения. Расширив поле зрения, вы начнете воспринимать больше слов при каждой остановке. Предлагаем выполнять не сложное упражнение каждый день и результаты не заставят себя ждать.

Итак, встаньте прямо, взгляд перед собой. Посмотрите как можно дальше влево, голову держим на месте, не двигаем ей. Затем, смотрим вправо, голова все также неподвижна. Далее десять раз быстро смотрим глазами направо и налево, голова на месте. Делайте это упражнение регулярно, два раза в день. Оно простое и, как видите, не требует специальных тренажеров и техник, а пользы принесет на миллион.

Во время чтения информация поступает в мозг через глаза четыре раза в секунду.

Регрессия — еще один тормоз на пути развития и улучшения техники чтения. Обращали внимание, что время от времени вы возвращаетесь глазами вверх в начало страницы, абзаца или предложения? Это все она, злодейка регрессия. Побороть привычку, научиться ее контролировать — возможно и нужно. Ценным инструментом в процессе повышения скорости чтения, а следовательно и понимания информации, будут руки.

Учеными давно доказано, что чем больше проявляется активность во время обучения и чтения в том числе, тем лучше результаты. Разумеется мы не предлагаем вам ходить, бегать или прыгать во время чтения. Все гораздо проще. Человеческий мозг устроен таким образом, что глаза реагируют на малейшее движение. Во время чтения вас может отвлечь все, что движется. Избежать этого помогут руки или закладки для чтения. И к тому же, используя данные инструменты, меньше вероятность заснуть в процессе. Как же правильно пользоваться этими инструментами?

Источник: google.com Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела.

Читая текст, ведите по странице указательным пальцем вниз в чуть более быстром темпе. Важно соблюдать постоянную скорость движения, не останавливаться и не возвращать палец обратно вверх к прочитанному тексту. Следующий инструмент, повышающий скорость чтения и понимания — карточка-закладка. Секрет применения — разместить закладку не снизу строки, а сверху. Перекрыв текст сверху, вы перекроете себе доступ к регрессии. И не стоит считать и думать, что эти инструменты используют только тогда, когда учатся читать в начальной школе. Не совершайте такой ошибки.

Еще один действенный совет в улучшении техники чтения и понимания прочитанного — сделать обзор главы или материала, который будете читать. Прежде чем приступить к чтению, прочтите первый абзац главы или материала. В нем вы узнаете о чем будет идти речь, т. е. узнаете цель главы. Затем прочтите последний абзац и одно-два предложения остальных абзацев. Все это поможет понять, что предстоит читать. В голове выстроится своеобразный план, похожий на оглавление книги.

Практикуйте методы и используйте инструменты, описанные в этой статье. Ищите новые, подходящие для вас. Не забывайте тренировать глаза как можно чаще. Например, таблицы Шульте, помогают развить скорочтение и понимание материала. И главное — читайте каждый день. Пусть это будет пять-десять страниц, но за неделю они подрастут до тридцати пяти — семидесяти страниц , а за месяц и в книгу. Вырастив в себе привычку читать, вы вырастите в себе потенциал, который пойдет на благо вам и обществу.

Источник

Урок 2. Подавление артикуляции

Проблема артикуляции. Артикуляция – проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам совершенствовать нашу речь, понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда читаете с минимальной артикуляцией. Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы, которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3.

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Счет. Слишком сложные запутанные фразы, с другой стороны, не должны отвлекать вас от восприятия читаемого текста. К примеру, подходящим будет счет чисел про себя 1, 2, 3, 4…20. Максимально удобно считать до 20, так как названия всех чисел в этом диапазоне состоят из одного слова, тогда как составные числительные могут сбивать вас с толку, мешая не только проговариванию, но и восприятию читаемого текста.

Если вы уже чувствуете в себе силы понимать текст, подавляя артикуляцию таким способом, можете переходить к упражнениям второй группы. Они будут направлены на развитие и закрепление навыка безартикуляционного чтения.

Упражнения 2.2. Помеха для артикуляции

Мешать артикуляции можно также воздействуя физически на сам речевой аппарат. Эффект этих упражнений, в отличие от предыдущих, достигается тем, что артикуляция во время чтения становится физически неудобной, и организм старается ее не использовать.

Эти упражнения вырабатывают способность отказаться от артикуляции при чтении в любой момент, когда вам это будет необходимо.

Палец у губ. Во время чтения (для начала лучше использовать несложный текст) держите палец у губ, как будто вы хотите показать жест «тише». Начните читать текст и при этом старайтесь контролировать язык и губы, старайтесь, чтобы они не двигались, и просто скользите глазами по тексту. Желательно скользить по тексту с одной скоростью. Поначалу это можно делать не быстро, постепенно ускоряясь, при условии успешного восприятия смысла прочитанного без проговаривания текста.

Если данное упражнение не вызывает у вас трудностей, или наоборот, вам не удаётся избавиться от артикуляции предложенным способом, попробуйте выполнить различные модификации этого упражнения.

Модификации. Для усложнения упражнения можно зажать карандаш зубами. Старайтесь, чтобы язык и губы не двигались. Также можете попробовать контролировать язык, чтобы он не касался карандаша. Или наоборот, вы можете попробовать прижать язык к зубам.

Примечание. Если постоянно использовать только одно из предложенных упражнений, то вы привыкните выполнять его на автомате, что противоречит цели любого упражнения, предназначенного для избавления от артикуляции. Главное, поставить себя в положение, максимально неудобное, для проговаривания читаемого текста. Так что стремитесь разнообразить виды помех вашей артикуляции при чтении.

Упражнение 2.3 Музыка

Во время чтения вы можете слушать спокойную музыку, следя за развитием мелодии. Идеально подойдет джаз, а также композиции с неравномерным темпом, которые могут помешать вам проговаривать текст. Для усиления эффекта вы можете также настукивать ритм музыки или про себя напевать мелодию.

Некоторые специалисты по скорочтению (например, Олег Андреев) предлагают использовать даже специальные ритмы для подавления артикуляции. Однако стоит обратить внимание, что это упражнение подходит далеко не всем. Некоторые люди достаточно легко абстрагируются от звучания мелодии и просто не обращают на нее внимания, другие, наоборот, не могут читать при постороннем шуме.

Упражнения 2.4. Держать темп

Еще одним полезным способом подавления артикуляции для скорочтения является упражнение, которому можно дать название: «Держать темп». Для его выполнения вам нужно достаточно быстро вести указательный палец под строкой с текстом, пытаясь при этом так же быстро читать его. На проговаривание в этом случае у вас просто не хватит времени. Нужно стараться прочитывать текст в таком же темпе, как и движение пальца. Для начала старайтесь читать несложные тексты, которые не требуют усиленной концентрации и максимально доступны для восприятия.

Лучше не увлекаться этим упражнением, а делать его только в тех случаях, когда другие упражнения не помогают. Злоупотребляя наблюдением за пальцем, двигающимся вдоль строчек, вы можете ухудшить свои зрительные навыки, о которых вы прочитаете в следующем уроке.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст «про себя» и его приходится быстро «пробегать глазами». Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели – умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку. Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Источник

Прочесть все: 5 способов увеличить скорость чтения

Наталия Киеня

Согласно подсчетам компании Google, на сегодняшний день в мире существует больше 130 млн книг. Далеко не все из них действительно заслуживают внимания, однако и на то, чтобы прочитать только шедевры мировой литературы, не говоря уже о научных, образовательных и других печатных материалах, не хватит человеческой жизни. Те, кто хочет прочесть побольше, осваивают скорочтение. Т&P собрали 5 упражнений и программ, которые помогут научиться проглатывать книги за день.

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.

Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Таблица Шульте может быть напечатана на бумаге, однако сегодня существуют динамические онлайн-генераторы и скачиваемые компьютерные и мобильные тренинги, в том числе, со встроенным таймером. Тем, кто пользуется развернутыми программами обучения скорочтению, советуют с таблицей Шульте «разогреваться» перед тренировкой. При желании с таблиц 5×5 можно перейти на более сложные версии: например, с цветными полями.

Подавление субвокализации

Еще один из краеугольных принципов обучения скорочтению — отказ от субвокализации: проговаривания слов в голове и микродвижений языка и губ. Человек способен произнести в среднем не больше 180 слов в минуту — и не случайно именно такое количество является максимальным при обыкновенном чтении. Однако когда скорость восприятия текста повышается, произносить слова становится сложнее, и субвокализация начинает мешать развитию нового навыка.

Для подавления мысленного проговаривания существует несколько простых упражнений. Например, во время чтения можно прижимать язык к небу, зажимать зубами кончик карандаша или даже просто прикладывать к губам палец, как бы говоря себе: «Тише». Есть также техники, в рамках которых проговаривание слов «сбивается» хаотичным постукиванием, звуком метронома или музыкой.

Отказ от регрессий

Регрессиями в скорочтении называют возвраты к уже прочитанным частям текста. Они возникают, когда читающий отвлекся на посторонние размышления, либо если скорость освоения информации слишком велика для того, чтобы мозг был способен воспринять все сведения.

Справиться с регрессиями помогает, в частности, обучающая программа Best Reader. Она основана на динамичном выделении частей текста на странице черным цветом. Человеческим глазам сложно совершать упорядоченные движения, ни за чем не наблюдая, и такая особенность позволяет лучше сосредоточить взгляд на нужных фрагментах. При чтении обычной книги или документа на экране электронного устройства можно также использовать простой прием, который мы все знаем со времен дошкольной подготовки: вести по странице пальцем. Избавиться от регрессий помогает и понимание того, что дальнейший текст зачастую дает возможность восполнить все короткие информационные пробелы, возникшие в процессе чтения.

Концентрация внимания

Быстрое чтение требует высокой концентрации внимания. Чтобы развить ее и не читать тексты поверхностно, существует несколько упражнений. Например, можно воспользоваться листом, на котором названия цветов будут напечатаны цветным шрифтом, но так, чтобы запутать читающего. Слово «желтый» окажется написано красными буквами, слово «красный» — синими и т.д. Для тренировки необходимо назвать цвет чернил, а не слово, которое написано на листе, и поначалу сделать это довольно сложно.

Для другого упражнения понадобится только чистый лист бумаги и ручка. Нужно сосредоточить свое внимание на предмете и не отвлекаться от него на посторонние мысли две-три минуты. Каждый раз, когда возникают посторонние мысли, необходимо делать пометку на листе. Со временем таких пометок должно стать меньше, а после они и вовсе исчезнут.

Тренировать концентрацию внимания можно и во время чтения: достаточно просто считать слова в тексте. Важно вести подсчеты исключительно в уме, не помогая себе пальцами, постукиванием ноги и т.п. Спустя две-три минуты нужно остановиться и проверить себя, пересчитав слова, не читая их. Сначала первый результат будет отличаться от второго, однако при регулярных тренировках различия между ними быстро станут минимальными.

Чтение слов целиком

Приложение Spritz также направлено на развитие периферического зрения. Для тренировки здесь используется всего одна строка, на которой с разной скоростью возникают слова с выделенной красным буквой в середине. Таким образом можно научиться воспринимать слова, не читая их от начала к концу, а сразу целиком. Это позволяет сэкономить до 80% времени, которое в норме уходит на движения глаз, и увеличить скорость чтения до 500–1000 слов в минуту.

На официальном сайте приложения есть демо-версия Spritz, в том числе и на русском. Можно выбрать скорость от 250 до 600 слов в минуту и другие языки: английский, немецкий, испанский и французский. В будущем разработчики планируют создать не только версию для вебсайтов и смартфонов, но и вариант для использования в рамках интерфейса электронных очков, интеллектуальных часов и других компактных устройств, ведь для работы приложению требуется всего одна строка.

Как выстраивать коммуникации внутри команды и управлять ею дистанционно? Какие негласные правила цифрового этикета нужно соблюдать? Почему нарушается work-life balance и как его восстановить? В проекте «FreeБизнес» вы найдете все необходимые материалы об эффективном менеджменте на расстоянии, советы по организации удаленной работы для руководителей и других сотрудников.

Источник

Оцените статью