- Владимир Маяковский — Частушки о метрополитене
- Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
- Владимир Маяковский: «В поезде люди, «Вечерку» мусоля, вежливо встанут мне на мозоли»
- Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
- Вера глубокого заложения
- Григорий Ревзин о феномене метрополитена
Владимир Маяковский — Частушки о метрополитене
Автор: Владимир Маяковский
Дата записи
Владимир Маяковский — Частушки о метрополитене
Товарищи,
Маяковский
на радость всем нам
написал частушки
о трамвае подземном.
Что такое! Елки-палки!
По Москве — землечерпалки.
Это улиц потроха
вырывает МКХ.
Припев: Это, то и то, и это
все идет от Моссовета.
От Москвы на целый свет
раструбим про Моссовет.
МКХ тебе не тень
навело на майский день.
Через год без всякой тени
прите в метрополитене.
Верьте мне или не верьте,
в преисподней взвыли черти.
С коммунистом сладу нет —
прет под землю Моссовет.
Под Москвой товарищ крот
до ушей разинул рот.
Электричество гудет,
под землей трамвай идет.
Я кататься не хочу,
я не верю лихачу.
Я с миленком Сёмкою
прокачусь подзёмкою.
Буржуёв замашки были —
покатать в автомобиле.
Я полезу с Танею
в метрополитанию.
Это нонеча не в плане
в тучи лезть на ероплане.
Я с милёнком Трошкою
прокачусь метрошкою.
Во Москве-реке карась
смотрит в дырочку сквозь грязь —
под землей быстрей налима
поезда шныряют мимо.
У милёнка чин огромный —
он в милиции подзёмной.
В новой службе подвизается,
под землею ловит зайцев.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Источник
Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
Автор: Владимир Маяковский
Дата записи
Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
Что такое?
Елки-палки!
По Москве —
землечерпалки.
Это
улиц потроха
вырывает МКХ.
МКХ
тебе
не тень
навело
на майский день.
Через год
без всякой тени
прите
в метрополитене.
Я
кататься не хочу,
я
не верю лихачу.
Я
полезу
с Танею
в метрополитанию.
Это
нонече
не в плане —
в тучи
лезть
на ероплане.
Я
с милёнком Семкою
прокачусь подзёмкою.
Под Москвой
товарищ крот
на аршин
разинул рот.
Электричество гудёт,
под землей
трамвай идет.
Во Москве-реке
карась
смотрит
в дырочку сквозь грязь.
Под рекой
быстрей налима
поезда проходят мимо.
У трамвайных
у воришек
в морде
радости излишек.
Времена пойдут не те,
поворуем
в темноте.
У милёнка
чин огромный:
он
в милиции подзёмной.
За проезд цена кусается.
Крот
в метрошку
лезет зайцем.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Источник
Владимир Маяковский: «В поезде люди, «Вечерку» мусоля, вежливо встанут мне на мозоли»
21 марта в 11.00 со станции «Международная» стартует поезд «Поэзия в метро» с новой экспозицией, посвященной творчеству Маяковского. Его дизайн был разработан специалистами Государственного музея В.В. Маяковского. В этом году исполняется 120 лет со дня рождения великого поэта.
— Идею с поездом придумали мы, а метрополитен пошел нам навстречу, — объяснила «Вечерке» директор Музея Надежда Морозова. — Первый вагон посвящен биографии поэта. Снимки чередуются с цитатами из его автобиографии «Я сам». Второй вагон — о творчестве поэта 1910- х (футуризм) и 1920-х (конструктивизм) годов. «Футуристическая» часть выполнена в желтом цвете — Маяковский в то время ходил в желтой кофте, а «конструктивистская» — в красном. Использованы цитаты из его произведений, иллюстрации к книгам. В третьем вагоне противопоставляются друг другу любовная лирика Маяковского и агитационная поэзия. Четвертый украшен репродукциями обложек детских книг, которые выпустил поэт.
Маяковский не дожил до появления метро (первая станция открылась в 1935 г.), но застал проекты его создания. В 1926 г. он написал стихотворение «Немножко утопии про то, как пойдет метрошка», в котором так представлял себе строительство и работу подземки:
без всякой тени
Во Москве-реке карась
в дырочку сквозь грязь.
поезда проходят мимо.
Символично, что поезд, посвященный Маяковскому, будет ходить именно через Москву-реку — но не под ней, а по метромосту.
Кстати, Владимир Маяковский активно сотрудничал с «Вечерней Москвой» с первого года ее издания – с 1923 г. Многие известные стихотворения впервые были напечатаны в нашей газете: «Мелкая философия на глубоких местах», «Дом Герцена», «Слегка нахальные стихи товарищам из Эмкахи». У нас было опубликовано и стихотворение «Мы отдыхаем» (1928, 20 июня). Может быть, кому-то из пассажиров «Поэзии в метро» будут вспоминаться строчки из него:
оскорблять не позволим,
по ихним мозолям.
СПРАВКА
«Поэзия в метро» — один из семи именных поездов подземки. Он вышел на Филевскую линию 17 ноября 2010 года. Экспозиции в нем меняются, до Маяковского были постеры и фотографии, посвященные чилийской и итальянской поэзии, а также творчеству Габриэля Гарсия Маркеса.
Остальные именные поезда – это:
«Народный ополченец», посвященный Великой Отечественной (ходит по Замоскворецкой линии с 1989г.).
«Курская дуга» (ходит с 8 мая 2003 г. по Сокольнической линии).
«Красная стрела» (запущен на Сокольнической линии 9 октября 2006 г.).
«Акварель» (ходит по Арбатско-Покровской линии с 2007 г., украшен репродукциями работ Сергея Андрияки и его учеников).
«Читающая Москва» (курсирует по Кольцевой линии с 3 июня 2008 г., украшен иллюстрациями к детским сказкам и цитатами из литературных произведений).
«Сокольники» (стилизован под первый поезд московского метрополитена, запущен 15 мая 2010 г.)
Из произведений, которые Маяковский печатал в «Вечерней Москве» в 1928 г.:
Источник
Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
Автор: Владимир Маяковский
Дата записи
Владимир Маяковский — Немножко утопии про то, как пойдет метрошка
Что такое?
Елки-палки!
По Москве —
землечерпалки.
Это
улиц потроха
вырывает МКХ.
МКХ
тебе
не тень
навело
на майский день.
Через год
без всякой тени
прите
в метрополитене.
Я
кататься не хочу,
я
не верю лихачу.
Я
полезу
с Танею
в метрополитанию.
Это
нонече
не в плане —
в тучи
лезть
на ероплане.
Я
с милёнком Семкою
прокачусь подзёмкою.
Под Москвой
товарищ крот
на аршин
разинул рот.
Электричество гудёт,
под землей
трамвай идет.
Во Москве-реке
карась
смотрит
в дырочку сквозь грязь.
Под рекой
быстрей налима
поезда проходят мимо.
У трамвайных
у воришек
в морде
радости излишек.
Времена пойдут не те,
поворуем
в темноте.
У милёнка
чин огромный:
он
в милиции подзёмной.
За проезд цена кусается.
Крот
в метрошку
лезет зайцем.
Конец стихотворения — все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Yandex — лучший поисковик на русском языке
Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Источник
Вера глубокого заложения
Григорий Ревзин о феномене метрополитена
Максим Кантор. «Метро», 1986 год
Иосиф Сталин на заседании, посвященном 24-ой годовщине революции. Станция метро «Маяковская», 1941 год
Заседание, посвященное 24-ой годовщине революции. Станция метро «Маяковская», 1941 год
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Александр Лабас. «Метро», 1935 год
Плакат 1934 года
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Камило Эгас. «14-я улица», 1937 год
Фото: DIOMEDIA / The Art Archive
Из альбома «Москва реконструируется», 1938 год
Фото: Предоставлено МДФ
Максим Кантор. «Метро», 1986 год
Иосиф Сталин на заседании, посвященном 24-ой годовщине революции. Станция метро «Маяковская», 1941 год
Заседание, посвященное 24-ой годовщине революции. Станция метро «Маяковская», 1941 год
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Станция «Маяковская»: мозаичные панно работы Александра Дейнеки и торжественное заседание Московского городского совета, посвященное 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, 1941 год
Фото: Николай Галкин/ТАСС
Александр Лабас. «Метро», 1935 год
Плакат 1934 года
Фото: Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images
Камило Эгас. «14-я улица», 1937 год
Фото: DIOMEDIA / The Art Archive
Из альбома «Москва реконструируется», 1938 год
Фото: Предоставлено МДФ
» М осковское метро-подземный памятник архитектуры» — выставка МУАР имени А.В.Щусева рассказывающая об эволюции метро от первых проектов до современных планов на будущее. В числе прочего устроители выставки видят свою задачу в том, чтобы способствовать включению ансамбля главных станций московского метрополитена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. О метро как объекте и учреждении культа — Григорий Ревзин . О метро как источнике вдохновения — фрагменты стихов русских поэтов.
М осковское метро — объект вроде Московского Кремля, с той, может, разницей, что в Кремле тень товарища Сталина сливается с тенями Ивана Грозного, Бориса Годунова и ранних Романовых, а в метро она царит безраздельно. Сегодняшняя попытка включить метро в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО — очередное подтверждение его исключительности, и сомнений в ней как не было в момент строительства, так нет и по сию пору. Есть, однако, некоторые обстоятельства, которые роднят его с мировой практикой, и даже помимо поездов.
Сегодня дотации московскому метро составляют примерно 30 млрд рублей в год, а выручка от билетов — 50 млрд (плюс-минус 5 млрд в разные годы). Это деньги на текущую деятельность, а не гигантские инвестиции в развитие.
Московское метро убыточно, и неизменно убыточно — деньги, вложенные в него, никогда не возвращались. Но это не следствие нашей бесхозяйственности, воровства и т.д.— московское метро в этом отношении не отличается практически ни от одного метро в мире. Высшее достижение в этом плане (токийское метро) — это выход к показателям оперативной безубыточности, и то это героическое сражение за ноль часто проигрывается. В целом вложения в метро не окупались пока нигде и никогда, и это необычно. Другой транспортной системы, которая бы в течение ста лет генерила только убытки по всему миру, не существует.
Марк Ротко. «Вход в метро», 1938 год
Фото: PORTLAND ART MUSEUM
Как ни парадоксально, но и косвенная выгода от метро тоже не просматривается. Вроде бы очевидно, что территория, где появилось метро, становится дороже, там должен развиваться девелопмент, торговля и т.д. Но в реальности так не происходит, поскольку метро не тянут в чистое поле, которое потом начинают застраивать. К тому моменту, когда в новые районы подтягивают поезда, там уже все построено, продано и заселено, так что экономической выгоды нет — только социальная. Попытки же действовать в обратном порядке тоже не приносят успеха. Цены на жилье при появлении в районе метро возрастают на 20% — этого недостаточно, чтобы окупить строительство подземки, попытки заложить расходы на нее в цену на недвижимость приводят к тому, что девелопмент в этом районе останавливается.
Московскому метро в прошлом году исполнилось 80 лет, старейшее в мире лондонское — в два раза старше, азиатские — в два раза моложе, но так или иначе за приблизительно столетний период метро доказало, что подходить к нему с позиций денег не стоит. Это довольно неожиданно. Если какое-то изобретение в течение ста лет всегда убыточно, то оно, как правило, умирает — ну, скажем, как попытка создать транспортную систему на основе дирижаблей. Но метро не умирает, а наоборот.
Можно предположить, что метро — это общественное благо, вроде, скажем, чистого воздуха, затраты в который тоже не окупаются. Однако и это спорно. Метро появилось в старых европейских городах (Лондон, Париж, Берлин, Москва) с плотной квартальной застройкой, возникшей задолго до века индустриализации. Средневековые улицы безнадежно не справлялись с перевозками. Метро было средством модернизации исторического города в индустриальную эпоху. Цена вопроса была понятной: либо старый город будет постепенно отмирать (как происходит там, где метро так и не построили,— например, в Палермо), либо, чтобы спасти город, надо идти на немыслимые расходы.
В принципе, можно предположить, что само возникновение этого нового индустриального города во глубине, под спудом исторических наслоений, до известной степени предопределило мифологию метро. Оно как-то вписалось в идею обновления из глубин, у которой долгая традиция и много извивов, скажем так, от Осириса до пролетариата. Не будем углубляться, хотя мифологические обертоны живо чувствуются что в манифестах архитекторов и художников метро, что в фольклоре диггеров. Постоянные опасения (или упования) думающих и чувствующих людей, что из метро вылезет дух товарища Сталина,— инвариант того же мифа.
Удивительно, однако, не то, что этот феномен возник, а то, что он удержался.
Город модернизма ХХ века (все наши спальные районы) устроен совершенно иначе, чем исторический. Это во многом ужасный город, но речь сейчас не об этом. Непонятно, зачем ему метро. Роберт Мозес, один из создателей современного Нью-Йорка и главных градостроителей ХХ века, вывел формулу: под дороги и парковки в современной автомобильной цивилизации в городе должно быть отведено от 40 до 50% площади. Вспомните пустынные пространства Зюзино или Ховрино — да пожалуйста, там хоть 60% можно отдать под машины, вопрос только в асфальте. Современные интегрированные системы железнодорожного транспорта, когда электрички соединяются с метро, как это сделано в Париже, Лондоне и Берлине,— это, собственно, и есть результат соединения старого и модернистского города, метро в старом, электрички в новом. Чистое же метро — это нечто вроде газовых фонарей, изобретение, относящееся к устаревшим городам, оно должно исчезать.
Гилберт Дайкин. «Вагонетка в конце угольного забоя», 1934 год
Фото: DIOMEDIA / Science Museum London
Должно, но не исчезает, наоборот, и в Москве, и в десятках других городов оно легко соединилось с панельными микрорайонами и даже стало их обязательной частью. Мы вон тянем метро в Новую Москву, и никто не поражается идее рыть тоннели под лесами, полями и свалками.
Метро невыгодно ни в одном городе мира и не нужно нигде, кроме исторических городов, но люди во всем мире продолжают его строить, и сомнений в необходимости нет. Это парадокс, который стоит сформулировать, просто чтобы лучше понять статус объекта.
В 2010 году Дэнни Бойл, режиссер открытия лондонской олимпиады, сделал главным его героем Изамбарда Кингдома Брюнеля (актер Кеннет Брана). Брюнель там ходил через историю и легенды Британии, а потом устроил промышленную революцию. Это было плохо понятно русской аудитории, мало знакомой с Брюнелем, а для Великобритании он фигура культовая. В том числе потому, что он — отец метро. В 1825 году он изобрел «щитовой» способ прокладки тоннелей и в 1843-м открыл первый тоннель под Темзой, в 1865 году через этот тоннель прошел первый поезд (еще на паровозной тяге). У Дэнни Бойла Брюнель вначале долго общается с Калибаном из «Бури» Шекспира, а затем превращает добрую старую Англию в большой завод — Пандемониум. Пандемониум — это столица ада в «Потерянном раю» Мильтона. То есть этот Брюнель — демон довольно мрачного свойства. Думаю, в московском метро они часто встречаются с тенью товарища Сталина и ведут философические беседы об архитектонике ада.
Если метро не окупается и не необходимо, это не означает, что ему нет аналогов — разумеется, есть, и даже очень много. Например, музеи. Например, оперные театры. Например, большие соборы. Например, государственная машина. Все это никогда не окупается, и без всего этого в принципе можно обойтись. Но это институты цивилизации как таковой, и люди тратят на это деньги и ресурсы, совершенно не задаваясь вопросом о том, как это окупится.
У Феллини в фильме «Рим» есть сцена, когда роют метро и тоннель неожиданно попадает в раннехристианские катакомбы. Такое невозможно больше ни в одном городе мира, но между катакомбами и метро действительно есть определенное родство. В катакомбах церковь существовала два с половиной века, и за это время в тоннелях под Римом был выработан язык нового христианского искусства — иконография основных сцен и типов святых,— который потом перешел в храмы и иконы. Первая линия сталинского метро строилась с 1931-го по 1935-й, а термин соцреализм появился в 1932-м и в 1934-м, на Первом съезде советских писателей, стал официальным стилем сталинского СССР. Сталинское метро — это катакомбы соцреализма, в метро появились все герои социалистического пантеона: вождь, апофеоз революции, революционные массы, рабочий, революционная Россия (колхозница, комсомолка) и т.д. Сама идея их собирания в таинственное храмовое пространство маркировала их как сакральных персонажей, новых святых революционного культа.
Железная дорога метрополитена на Прайд-стрит, Лондон, после 1863 года
Фото: DIOMEDIA / DeAgostini
Все это кажется уникальным настолько, насколько редкой является эта ересь. Но когда смотришь на современные станции метро, будь то Мадрид, Стокгольм или новые станции московского метро, где вместо рабочих, апофеозов и битв появляются абстрактные цветовые или световые композиции, живо напоминающие позднего Кандинского или Пита Мондриана, то невольно приходишь к выводу, что это те же слова, только на другом языке. Метро — это подземные храмы поклонения современности, меняется только ее язык, но не идея. Станции Гимара в Париже, Щусева в Москве и Фостера в Бильбао различаются, как коптские храмы в Лалибеле, арианские в Равенне и протестантские в Америке. Все — разные изводы христианства. Все — разные изводы метрокульта.
В этой логике более или менее понятно будущее метро. Сейчас метрокульт переживает ренессанс, метро называют общественным пространством и под этим флагом пытаются насытить его парками и садами, библиотеками и вай-фаем, универмагами и кинотеатрами. При всей симпатичности этих идей я позволю себе некоторый скепсис. При всей искренности возгонки энтузиазма, какая сопровождает такие практики, их искусственность не позволяет им разогнаться надолго. Вера в метро будет сходить на нет, и потомки будут удивляться нашей странной причуде кататься на поездах под землей.
Есть масса картин, фотографий, фильмов, изображающих людей в метро. Почти все основаны на одном экзистенциальном состоянии — одиночества в толпе. Люди погружены в себя, и лица их выражают ощущения глубокого страдания, иногда сопряженного с какой-то надеждой. Нет никакого сомнения в том, чем они заняты. Они молятся.
Под Москвой товарищ крот
до ушей разинул рот.
Электричество гудет,
под землей трамвай идет.
Во Москве-реке карась
смотрит в дырочку сквозь грязь —
под землей быстрей налима
поезда шныряют мимо.
У миленка чин огромный —
он в милиции подземной.
В новой службе подвизается,
под землею ловит зайцев.
Владимир Маяковский, из «Частушек о метрополитене», 1926
Не будет он спешить с утра,
Чтоб сесть в метро, втираясь в давку,
Он сам, жена и детвора
В метро усядутся на лавку
Исчезнет времени утечка
И толкотня в очередях,—
Облепленный людскою кашей
Не будет гнать кондуктор взашей
Дверь атакующих «врагов».
Метро к удобствам жизни нашей —
Крупнейший шаг из всех шагов.
Демьян Бедный, из стихотворения «Даем!!», 1934
Да здравствуют
Товарищи мои,
Ведущие подземные бои,
Идущие сквозь плывуны
И камень,
Сквозь толщи глин,
Прессованных веками,
Сквозь черный сумрак
Неживых ночей.
Товарищи, несущие в ночах
Большое дело
На своих плечах.
Проходчик Г. Костров, из сборника «Стихи о метро», 1935
Тот метро, что ты готовишь,
Силой сталинской горя,
Пустит Лазарь Каганович
В день седьмого ноября.
Александр Безыменский, из стихотворения «Песня Москвы на субботниках метро», 1934
Минута молчания.
Мучаюсь, мысли мну.
Слов не хватает на букву эту.
(Музыка. Муха. Мечта. Между тем. )
Мелочи механизма!
Внимайте поэту —
я заставлю слова начинаться на букву эМ:
МЕТИ МОЕЗД МЕТРО
МОД МОСТИНИЦЕЙ МОССОВЕТА
МИМО МОЗДВИЖЕНКИ
К МОГОЛЕВСКОМУ МУЛЬВАРУ!
МОЖАЛУЙСТА!
Семен Кирсанов, из стихотворения «Буква М», 1935
Тебя я старше не на много лет,
Но в сердце у меня глубокий след
От времени, где новой красотой
Звучало «Днепрострой» и «Метрострой»,
Ты по утрам спускаешься сюда,
Где даже легкий ветер — след труда.
Пусть гладит он тебя по волосам,
Как я б хотел тебя погладить сам.
Евгений Долматовский, из стихотворения «Ветерок метро», 1936
Кто стоит в гранитной зале
На высоком пьедестале
Между мраморных колонн?
Это он — товарищ Сталин.
Каждый знает — это он!
Елизавета Тараховская, из стихотворения о станции метро «Завод имени Сталина», 1947
Вот он — город под Москвой,
Озаренный светом.
Здесь не холодно зимой
И не жарко летом.
Самуил Маршак, из стихотворения «В метро», 1930-е
Люблю толпиться в катакомбах пышного метро,
где днем и ночью от электричества светло,
где пыль в глаза, но не простая, а золотая,
где — прилетают, улетают, прилетают, улетают,
где можно женщиной роскошной подышать,
потрогать женский мех,
и хвостик подержать,
и где, среди живых существ любой породы,
случаются и генерал-майоры.
Ян Сатуновский, 1960-е
Но ты сам виноват и не следует злиться.
(Пусть просохнет от липкой настойки нутро),
Ты шагаешь пустыми ногами убийцы
В полутемные арки пустого метро.
Но уже извивается поезд хвостатый
И лампы сбегаются вниз по стержню,
А ты мчишь, обгоняя пустой эскалатор.
И некому крикнуть — гражданка, лыжню!
Леонид Чертков, из поэмы «Итоги», 1954
Старуха напряженно,
но сдерживая пыл,
рассматривает пижона,
что место ей уступил!
— О, дикое долговолосье!
О, куртка в значках!
О, брюки в пыли!
А все-таки эти колосья
на нашем поле взошли.
Борис Слуцкий, из стихотворения «В метро», 1970-е
Трамваи! Хотя и электромоторные,
Могли б они справиться? Разве трамваям
Развить было можно скорость метройную?
Куда им!
Николай Глазков, из стихотворения «Огромная экономия», 1970
Заметил я, как тяжело народ в метро спит
Как-то тупо и бессодержательно, хотя бывают и молодые на вид
Может быть жизнь такая, а может глубина выше человеческих сил
Ведь это же все на уровне могил
И даже больше — на уровне того света, а живут и свет горит
Вот только спят тяжело, хотя и живые на вид
Дмитрий Александрович Пригов, 1975-1989
кого не трогает метро
меня трогает
граждане пассажиры
выходя из вагона
не забывайте ваши впечатления
Всеволод Некрасов, 1990-е
в метро на Вербное воскресенье читаем
из первого вагона на Хованское
из последнего на Востряковское
собственно
два варианта
Михаил Кукин, 1997-2004
Добрый город человека,
Ты остался на боку.
Ты — калека, я — калека
Больше не могу.
Здравствуй, метрополитена
Тромб из черного сосуда.
Не могу да не могу
Да может и не буду.
Михаил Гронас, из стихотворения «Плясовая», 1999
Поезд дальше не пойдет
Просьба выйти из вагонов
Почему-то нравился этот момент
Не очень понятно, чем именно
И вот теперь этого уже не будет
Ну и ладно
Машинист закрывает несуществующие глаза
И ему становится теперь уже
Окончательно хорошо
Дмитрий Данилов, из стихотворения «Как умирают машинисты метро», 2015
Источник