Памятка как избавится от сквернословия

Памятка «Как избавиться от сквернословия»

Памятка «Как избавиться от сквернословия»

Первое — не говорить плохих слов самому. Не нужно бояться быть «белой вороной». Скажите себе: «Все пусть говорят, а я не буду!». Конечно, для этого требуется мужество. Скорее всего, над вами будут смеяться, подтрунивать, шутить: «Ах, ты не ругаешься?». Попробуйте устоять в такой ситуации. Попробуйте не испугаться насмешек.

Второе. Умейте противостоять среде. Не думайте, что никто и никогда вас не обидит, не выругает. Но нужно учиться давать достойный ответ. Уверенный в себе человек знает, что он умеет точно определить и выразить свои желания, потребности и чувства так, чтобы это не затронуло окружающих. Он умеет сохранить собственное достоинство и не обидеть других, независимо от поведения собеседника.

Третье. Сквернословие — проблема внутренней неуверенности в себе. А уверенный человек, наоборот, не станет использовать нецензурные выражения, чтобы отстоять свои позиции. Чем чаще вы будете тренировать себя разговаривать вежливо и не опускаться до брани, тем больше вы и люди вокруг вас будут проникаться к вам уважением.

Четвертое. Используйте в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей). Делайте ежедневно комплименты другим людям, например, «Ты сегодня хорошо выглядишь», «Рад тебя видеть!», «Ты сегодня потрясающе отвечал» и т. д. Со временем вы увидите, что комплименты становятся вашей привычкой, которая нравится окружающим и понравиться вам.

Пятое. Сквернословие — не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности. На свете существует много других способов, чтобы успокоиться. Есть спорт, музыка, рисование, общение с друзьями и многое другое. А еще можно принять ванну, сделать массаж, помечтать. Да, и вообще, заняться каким-нибудь позитивным, творческим трудом, например, лепкой, вязанием, выпиливанием.

Читайте также:  Белые пятна от уксуса как избавиться

Шестое. Научись просить прощения, если с языка вдруг что-то сорвалось.

Седьмое. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри класса и группы можно.

И восьмое. Придерживайся девиза «Речь — это наше зеркало,

и пусть оно будет чистым».

Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот час,
Когда они другим необходимы!

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим. И будьте здоровы!

Источник

Памятка « Как избавиться от сквернословия»

Nbsp; Общешкольное мероприятие Мини – лекция:

Ругаться матом – быть приматом»

Ребята, свой сегодняшний разговор я хочу начать со стиха, на мой взгляд, имеющего очень глубокий смысл.

Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:
О любом опрометчивом слове.

Пожалеете рано иль поздно.

Вы к словам проявляйте терпение,
Не берите в расчёт кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.

М. Матусовский.

Сегодня “матом” разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. “Мат” доносится с экранов телевизоров. Так ли уж безобидна эта вредная привычка?

Ребята, давайте для начала разберемся с основными понятиями, которые сегодня будут обсуждаться на протяжении всего занятия:

Скверна (устар. и книжн.) – это нечто гнусное, мерзкое, порочное.

Слово «сквернословие» — старославянское по происхождению, оно имеет глубокие корни и значит буквально «грязнословие».

Сквернословие – это употребление неприличных слов, непристойных выражений (ненормативной, нецензурной лексики) с целью оскорбить, обругать кого-либо или что-либо.

Мат – неприличная матерная брань.

Нецензурный – противоречащий требованиям цензуры; неприличный, непристойная нецензурная брань (Слайд 2).

Считается, что мат пришел к нам от татар, когда Россия была под монголо-татарским игом. Есть версия, что мат использовался еще нашими предками, но смысл произносимого был совершенно иным. Пытаясь выразить свое отрицательное отношение к тому или иному человеку, его сравнивали с каким либо животным — козел, собака и так далее.

В дореволюционной России дворяне и аристократия с брезгливостью относились к тому, чтобы материться, изъясняться матом, им больше по вкусу был французский.

Ребята, как вы думаете, для чего люди используют в своей речи мат?

1) чтобы казаться «крутым»;
2) для эмоциональной разрядки;
3) для оскорбления, унижения адресата речи;

4) для демонстрации агрессии;

5) для демонстрации отсутствия страха;

6) для демонстрации раскованности пренебрежительного отношения законам;

7) для демонстрации принадлежности к группе, в которую ты входишь. (Слайд 3)

В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой для вступления в связь с нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с ней, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

Но все знали, что бранить матом нельзя детей, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может, обидится, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани” (Слайд 4).

Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим «матом» о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

Существует информация об одном интересном обычае, существующем в американских семьях. Когда дети приносят с улицы “мерзкие” слова и спрашивают об их значении, то родители, как правило, разъясняют все честно, но потом в обязательном порядке заставляют ребенка вымыть рот с мылом. И это вовсе не наказание, а простая гигиена: ведь “скверные” слова пачкают и рот, и душу. Я думаю, неплохо было бы и нам учредить подобный обычай! (Слайд 5)

А знаете ли вы, ребята, что использование нецензурной брани карается законом, и за это полицейский может выписать вам штраф на сумму от 500 до 1000 рублей, или заключить вас под стражу сроком на 15 суток (Слайд 6).

Самым важным и научно подтверждённым является то, что «мат» опасен для здоровья, он провоцирует преступления, обворовывает нас духовно, унижает и оскорбляет.

Он, впитывая в себя словесную грязь, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению и преждевременной смерти.

Группа учёных под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к выводу, что с помощью слов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (молекулы наследственности) (Слайд 7).

Выражается человек «матом», и его хромосомы корёжатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсис, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами (Слайд 8).

Интересно то, что мутагенный эффект не зависит от силы слова, они произносились то громко, то шёпотом. На этом основании учёные сделали вывод, что определённые слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.

Проведён был и прямо противоположный эксперимент.

Учёные “благословляли” т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10 000 рентген.

Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает даже волновые программы, которые обеспечивают нормальную работу организма (Слайд 9).

Другая группа учёных под руководством доктора биологических наук И.Б.Белявского – 17 лет занималась проблемой сквернословия, и они доказали, что заядлые матершинники живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит.

Потому что в их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.

Более того, сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Не случайно, проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мёртвых, исцеляли больных.

Однажды ученые поставили эксперимент. Они обругали воду отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате, из тех зерен, которые были политы водой с матом, взошли только 48%, а семена, политые святой водой проросли на 93%.

Ребята, каждый из вас сейчас получит памятки «Как избавиться от сквернословия», мы надеемся на то, что в нужный момент они всегда будут с вами, и вы будете следовать тем советам, которые там описаны.

Памятка « Как избавиться от сквернословия»

1. Сам не говори плохих слов.

2. Сознавай и цени меру своего авторитета. Свой рейтинг.

3. Сквернословие не есть способ расслабления, а расслабление не означает вседозволенности.

4. Как быть с теми, кто сквернословит? Мы не можем справить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

5. В речевом поведении следует восстановить приоритет «сегодня».

6. Приобретай примеры прошлого. Как раньше боролись со сквернословием?

7. Научись просить прощения, если что-то с языка вдруг сорвалось.

8. Мой девиз: Моя речь – это моё зеркало, моё достоинство.

У того, кто сквернословит, есть два пути:

ü первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения.

ü второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты.

Закон свободной воли даёт право выбора, – по какому пути идти.

Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.

Вы скоро поймёте, что, отказавшись от уродливого матерного языка, вы обретёте здоровье, счастье, везение, ясность мыслей, поступков и любовь ваших близких.

Воспитатели обыгрывают сценки в трех временных проекциях:

· Конфликт в первобытном обществе;

· Конфликт в 19 веке;

· Конфликт, произошедший между современными подростками.

Вопросы к детям:

1. Какие ситуации похожи?

2. Какие выводы вы можете сделать исходя из тех ситуаций, которые вы только что пронаблюдали?

3. Как вам кажется, каким образом название нашего сегодняшнего мероприятия относится к содержанию этих сценок?

Ребята, давайте сейчас проведем еще одну интересную работу.

Инструкция: представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть».

На слайде представлен список желаний (Слайд 13).

Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов — высокий уровень.
4-е, 3-и — средний уровень.
2-а — ниже среднего уровня.
0-1 — низкий уровень.

Таким образом, проводится диагностика отношения к жизненным ценностям учащихся школы – интернат.

Спасибо ребята вам за участие в нашем мероприятии.

Всего вам доброго!

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 2766 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Методическая разработка на тему «Сквернословие как форма проявления неблагополучия в семье и способы решения проблемы сквернословия»

Цель: повышение педагогического мастерства классных руководителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

  • обсудить результаты анкетирования обучающихся по проблеме сквернословия;
  • разработать возможные способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Форма проведения: круглый стол.

Участники: классные руководители 1-11 классов, медицинский работник, школьный психолог, преподаватель биологии, председатель Совета профилактики, председатель Управляющего совета школы, священник Православной церкви.

Оборудование: компьютер, проектор.

Актуальность

Одним из частых и неприятных нарушений поведения детей и подростков является активное использование молодежью непристойной брани, разрушающей сердце и душу. Очень часто именно сквернословие является причиной других, более серьёзных, правонарушений и преступлений. Необходимо понять, почему люди используют в своей речи матерные слова, как сквернословие влияет на здоровье человека, каковы пути преодоления этой вредной привычки. Поэтому целесообразно вопросы профилактики сквернословия обсуждать со специалистами в области духовного воспитания, педагогики и медицины.

План проведения заседания.

  1. Обсуждение результатов анкетирования.
  2. Из истории сквернословия.
  3. Как Православная церковь относится к сквернословию.
  4. Медицинские проблемы сквернословия.
  5. Как борется Закон с ненормативной лексикой.
  6. Психологические аспекты сквернословия.
  7. Способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Ход заседания

Руководитель МО

Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика “телесного низа”. В словаре В. Даля сказано: “Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное”.

Проблему употребления ненормативной лексики очень хорошо это отразил наш земляк, поэт Э. А. Асадов в своих стихах:

Слово может согреть, окрылить и спасти,
Осчастливить и льды протаранить,
Слово может нам тысячи бед принести,
Оскорбить и безжалостно ранить!
А поэтому скажем себе сурово:
“Чтобы не было в жизни ненужных бед,
Надо думать, ребята, над каждым словом,
Ибо слов невесомых на свете нет!”

По информации Фонда “Общественное Мнение” сегодня около 70 % жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29 % населения ее никогда не употребляют. При этом 64 % считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Результаты анкетирования на тему: “Твоё отношение к сквернословию” обучающихся показывают актуальность проблемы сквернословия в нашей школе.

Было опрошено 100 учащихся 4-11- классов.

На вопрос, что такое сквернословие, ученики ответили следующее:

  • некультурные слова, маты, ругательства, оскорбления – 54%;
  • не знаю – 13%;
  • неумение выражать свои мысли культурным языком –16 %;
  • пошлость, порок, грех — 10%;
  • исконно-русский язык – 6%.
  • жаргонизмы – 1%;

Скверные слова употребляют 75% опрошенных, не используют в речи —21% , ответили “не знаю” — 4% .

Причины употребления в речи скверных слов:

  • выражаю свою злость – 33%;
  • не знаю – 22%;
  • все так выражаются, в том числе и мои родители – 11%;
  • случайно – 10%;
  • модно – 9%;
  • просто так – 5%;
  • легче выразить свои эмоции- 4%;
  • проще общаться – 2%;
  • хочу – 2%;
  • привычка – 1%.

Причины неупотребления в речи скверных слов:

  • не нравится – 86%; не хочу –7%; не знаю – 6%.
  • 43,4% опрашиваемым известно, что сквернословие вредно для организма, а 56,6% не знают об этом.

А на вопрос “Если бы ты знал(а), что сквернословие вредно для организма, стал(а) бы ты употреблять скверные слова?” обучающиеся ответили так:

  • Нет – 56%;
  • Да – 34%;
  • Не думал об этом – 10%.

Таким образом, сквернословят от неумения цивилизованно выражать свои эмоции, по примеру других, в том числе родителей, от бессилия, безвыходного положения, слабости. Поэтому, нам необходимо найти способы решения проблемы сквернословия среди обучающихся.

Из истории сквернословия. Выступление преподавателя истории. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение “поле брани”. Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной ругани. Можно сделать вывод, что употребление матерных слов осуждалось нашими предками.

Как Православная церковь относится к сквернословию. Выступление священника. Сквернословие — грех языка — один из самых труднопреодолимых, и потому так часто появляется соблазн посчитать их незначительными, как-то оправдать, “не заметить”. К сквернословию, особенно в последнее время, так привыкли, что многие его действительно не замечают и удивляются, что слова эти все еще являются нецензурными. Слово. Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Где он? Пойди, поищи эти звуковые волны. Слово. Почти нематериальное явление. Кажется, и говорить-то не о чём. Но слово — то, что уподобляет человека его Создателю. Самого Спасителя мы называем Божественным Словом. Творческим словом Господь создал из небытия наш прекрасный мир, “космос”, как называли его греки. Это значит “красота”. Но и человеческое слово обладает творческой силой и воздействует на окружающую нас действительность. Слова, которые мы произносим и слышим, формируют наше сознание, нашу личность. А наши сознательные действия оказывают влияние на ту среду, в которой мы живем. Наше слово может содействовать Божьему замыслу о мире и о человеке, а может и противоречить ему. Незавидна судьба сквернослова, и Церковь предупреждает, что “злоречивые. Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6, 10). “. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься”, — говорит Спаситель (Мф. 12, 37). Церковь всегда призывала своих чад быть внимательными к словам и особенно предостерегала от греха сквернословия.

Медицинские проблемы сквернословия. Выступление медработника.

К поразительным выводам недавно пришел уральский ученый Геннадий Чеурин. Он утверждал, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя все живое. Гипотезу Чеурина “о влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов” проверяли несколько НИИ — столичный научный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Барнаула. И доказать теорию удалось!

Ученые под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Исследователи изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК (наследственности). Ругается человек матом, и его хромосомы “корёжатся” и “гнутся”, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передаётся программа самоликвидации. Учёные зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что даёт радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген! Сквернословие наносит вред не только духовному, но и физическому здоровью человека.

Психологические аспекты сквернословия. Выступление школьного психолога.

Люди чаще матерятся, когда у них обостряется потребность в защите, в самоутверждении. Это не от бескультурья и не от избытка сил. Наоборот, это неуверенность в себе, это состояние, в котором человек особенно жадно прибегает к внешним атрибутам своей значимости. Чем больше люди перепуганы, тем больше они матерятся!

Иногда матерятся вроде бы безо всякой видимой причины. В таких случаях причиной является другой страх, действительно невидимый и не сознаваемый самими “матерщинниками”, но сильный: это страх собственной несамодостаточности, безотчётный страх того, что “я плохой”, и что меня за это ждёт наказание.

Какое впечатление на нас производит брань? Прежде всего, впечатление повышенной агрессивности. От матерщины до удара гораздо меньше дистанция. И поэтому перепуганные люди энергично матерятся. Мол, не тронь, а то вот-вот ударю. И поэтому для детей, которые чувствуют себя незащищенными, подлежащими заслуженно плохому обращению с собой, это такой заманчивый щит.

Второй причиной сквернословия – педагогической, является неправильное семейное воспитание. Не секрет, что дети во всем подражают своим родителям и если родители сквернословят, то и дети приобретают эту вредную привычку, от которой очень трудно избавиться. Бывает, в семье употребляют нецензурные выражения в разговоре повсеместно, а не только в качестве ругательств, так сквернословие становится нормой жизни! Случается, что взрослые сами обучают детей нецензурным выражениям, умиляясь, когда с губ младенца срываются скверные словечки. Если сквернословие впитывается в ребенка с “молоком матери”, требуется сильная воля и высокий самоконтроль поведения, что бы справиться с этой вредной привычкой.

Как борется Закон с ненормативной лексикой. Выступление председателя Управляющего Совета школы.

Государство пытается помочь населению своими методами. Возможно, вы не знали, что нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ гласит:

«1. Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, — наказывается штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок до ста двадцати часов, либо исправительными работами на срок до шести месяцев.

Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Разработка памятки “Как избавиться от сквернословия”

  1. Не говорить плохих слов самому.
  2. Не копировать других, не говорить, как все, сохранять самобытность и помнить: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, а то, что выходит из уст”.
  3. Тренировать себя говорить вежливо и красиво.
  4. Использовать в своей речи как можно больше позитивных высказываний (похвалу, поощрения, высказывание добрых позитивных чувств и мыслей).
  5. Снимайте стрессы занятиями спортом, музыкой, рисованием, коллекционированием, добрыми делами.
  6. У того, кто сквернословит, есть два пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. И, второй путь – путь духовного роста, самосовершенствования, путь красоты. Закон свободной воли даёт право выбора – по какому пути идти. Но попытайтесь хотя бы месяц обойтись без бранных слов и внимательно проследите за изменениями в вашей жизни.
  7. Доброе слово преображает и говорящего, и слушающего, созидает жизнь, а не разрушает ее. По слову преподобного Макария Великого: “Худое слово и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми”.

Резолюция:

  1. Психологу школы совместно с классными руководителями разработать систему занятий, тренингов, способствующих преодолению причин употребления ненормативной лексики;
  2. Классным руководителям включить в планы ВР занятия по культуре речи, тренинги с группой обучающихся, использующих ненормативную лексику;
  3. Провести общешкольное родительское по теме “Пути преодоления проблемы сквернословия”
  4. Распространить памятки “Как избавиться от сквернословия” среди обучающихся и родителей.

Используемая литература

  1. В.К. Харченко “Поведение: от реального к идеальному” Изд.3, Белгород, 2008
  2. В.К. Харченко “О языке, достойном человека” М., 2009
  3. Эмото Масару. “Любовь и вода” – М.: София, 2008.
  4. Вачаева В.Б. Добрые дела – добрые слова

Источник

Оцените статью