Особенности речи афоризмы клеща

Сайт здоровой семьи

Главные герои повести «На дне»

В речи каждого из персонажей драмы отражается его внутренний облик, характер, социальное положение, культурно-интеллектуальный уровень. Так, в речи Луки присутствует просторечие («давеча», «всяко», «отмаялась»), он употребляет синонимические пары («славно-хорошо»), использует лексический повтор («жил-жил», «глядел-глядел»), эпифору («Тюрьма добру не научит, и Сибирь не научит… а человек — научит»).

Речь героя афористична, напевна, многие высказывания его похожи на пословицы, отражают народное мировидение: «Ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают…», «Где тепло, там и родина», «Все мы на земле странники…», «Человек — все может… лишь бы захотел…» Лука рассказывает ночлежникам притчу о «праведной земле». Исследователи отмечали, что этот интерес героя к легендам и преданиям может быть обусловлен крестьянским происхождением его, а также его прошлым общением с раскольниками. Вместе с тем мы отмечаем богатый жизненный опыт этого персонажа, его ум, наблюдательность.

Главным идейным оппонентом Луки считается Сатин. Он получил образование, прочитал много книг, в его памяти живы научные термины («трансцендентальный», «макро-биотика»).

При этом вряд ли он понимает значение этих выражений. «Люблю непонятные, редкие слова», — говорит Сатин. Речь героя также афористична, он обладает ораторскими способностями: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство!» В этой фразе использован прием анафоры и синтаксического параллелизма. Именно Сатину автор доверяет знаменитый монолог о человеке.

Читайте также:  Как избавиться от паразитов клещей

Афористична у Горького и речь Бубнова. Мудрость, наблюдательность этого персонажа переданы в его лаконичных замечаниях: «Люди все живут… как щенки по реке плывут…», «Все люди на земле — лишние…» Речь Бубнова несет отпечаток устного народного творчества. Его высказывания напоминают пословицы, они напевны, в них часто присутствует рифма: «Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье», «Все хотят порядка, да разума нехватка». В речи героя часто звучит просторечие: «валяй», «мелешь», «рожа», «тяпнуть», «укокошить», «айда».

Речь Актера ярко характеризует этого героя.

Он цитирует Пушкина, Беранже, Шекспира. Его высказывания часто напоминают реплики из пьес. «Он уйдет… увидите», — говорит он о себе в третьем лице. Свою роль на сцене Актер завершает краткой, лаконичной фразой: «Ушел». Это тонкий, восторженный, эмоциональный человек, в душе которого живы воспоминания о сцене. Речь его — отрывистая, эмоциональная, насыщенная восклицательными и вопросительными предложениями, а также многоточиями, передающими мечтательность и развитое воображение героя. Мы видим здесь прием парцелляции: «Превосходная лечебница… Мрамор… мраморный пол! Свет… чистота…», «Врешь! Дед! Скажи ему, что он — врет. Я — иду! Каково?»

На речь Насти влияет стиль бульварных романов с их «романтическими атрибутами»: «ночь», «сад», «беседка», «левольверт».

Она рассказывает окружающим романтические истории, пересыпая их затертыми эпитетами («драгоценная», «любезная», «незабвенная»).

Собственные переживания героиня передает гиперболически, также в виде штампованных фраз: «дрожу от страха и горя», «пропаду от тоски по тебе».

В речи Васьки Пепла присутствует просторечие, звучат горячие, страстные интонации, раскрывающие безудержную натуру этого персонажа. Характерно, что, изображая босяков и бродяг, Горький отказался от использования воровского и блатного жаргона. Речь его героев в основном нейтральна. Однако при этом некоторые персонажи зачастую повторяют одно и то же слово, которое становится лейтмотивным в развитии данного образа. Так, для Барона это слово — «дальше». В этом — нежелание жить «настоящим», чувство равнодушия и безразличия ко всему.

Клещ постоянно повторяет то, что он — «рабочий человек». Это определение поддерживает в нем веру в собственные силы. Ключевое слово Луки — «терпение». Так, он советует потерпеть Анне и Актеру. Так же говорит он и о себе: «Ничего! Потерплю!»

Важную роль в пьесе играет монолог. Однако адресован он не зрительному залу, а другим персонажам, которые вставляют в него свои реплики. Эпический стиль характерен для монологов Луки, страстно и пафосно звучат речи Сатина, уныло и с оттенком высокомерия, ностальгического чувства — воспоминания Барона. Также использует Горький полилог, «разговор глухих», когда каждый из персонажей задает собственную тему, не слушая партнера по сцене.

Таким образом, речь героев раскрывает их внутренний облик, способствует разрешению идейно-философской проблематики пьесы, а также яркому изображению бесчеловечных условий человеческой жизни.

Источник

Речь клеща в пьесе на дне. Кто такой Клещ? «На дне», характеристика

Пьеса «На дне» была написана А. М. Горьким в 1902 году. И она, конечно же, не осталась незамеченной ни у зрителя, ни у правительственных структур, так как не получила однозначного восприятия и вызвала массу обсуждений и пересудов. Первоначальных названий у нее было много: «Ночлежка», «Дно», «Без солнца», «На дне жизни». В итоге она получила название, которое, в общем-то, и предопределил сам сюжет. Пьеса рассказывает о нищих и несчастных обитателях дешевой ночлежки, похожей на грязный и заброшенный барак. Прежде чем приступить к теме «Клещ: «На дне», характеристика», немного о предыстории создания самой пьесы.

Постановка «На дне»

Театральная постановка была разрешена только во МХАТе. Ее успешный дебют под руководством режиссера Станиславского состоялся 18 декабря 1902 года. Он же сыграл одного из центральных персонажей — Сатина. В 1904 году пьеса «На дне» удостоилась Грибоедовской премии.

На императорской сцене постановка этой пьесы была запрещена, однако в 1903 году в дворянском собрании и в доме Н. П. Карабчевского петербургские актеры принимали участие в двух чтениях «в лицах». До 1905 года только с согласия местных властей разрешалось ставить пьесу, но только с большими поправками. В центре сюжета — две противоборствующие идеологии: жестокая правда и «возвышенная ложь».

Характеристика героя: Клещ («На дне». Горький М.). Обитатели ночлежки

В ночлежке, принадлежащей Костылеву, обитают люди, которых можно назвать не иначе как отбросы общества: пьяницы, карточные шулеры, воры всех мастей, проститутки и даже убийцы. Некоторые из них еще живут надеждой на лучшее, а другие совсем опускают руки и не желают бороться за свое место под солнцем и живут по волчьим законам. Поэтому там и происходят постоянные склоки и драки.

Один из них, Васька Пепел — вор, влюбленный в Наташу, сестру супруги Костылева Василису, Сатин — картежный шулер и приверженец истины, считающий, что человека надо уважать, а не жалеть, старик Лука — добрый странник, который каждому сострадает и находит нужные слова для утешения, даже если это вынужденная ложь. Барон — обедневший дворянин, промотавший все свое состояние, и Клещ — безработный рабочий-слесарь с женой Анной. Вот о нем дальше, собственно, и пойдет речь.

Клещ. «На дне». Характеристика

Клещ находится в ночлежке не один, у него жена, совсем обессиленная, лежит в кровати и вот-вот умрет от чахотки. Она практически не встает и сильно мучается, задыхаясь от кашля.

К теме «Клещ: «На дне», характеристика» надо добавить, что этот герой очень замкнутый и нелюдимый, кровушки у своей жены он попил вдоволь, он же своим невниманием и постоянными избиениями и довел ее до такого жуткого состояния. У него совершенно нет чувства сострадания и жалости к ней. Однако лично для себя Клещ хочет возвращения к нормальной жизни и постоянно точит какие-то железные детали в надежде, что их купят. Но в скором времени и он начинает понимать, что его труд абсолютно бесполезен и никому не нужен.

Характеристика Клеща из пьесы «На дне» М. Горького говорит о том, что он очень злой особенно из-за этой проклятой ночлежки. Этот герой гордо противопоставляет себя окружающим и верит, что все его проблемы временные, и скоро он обязательно найдет работу. Клещ постоянно со всеми ссорится и на просьбы жены не кричать он отвечает нервной репликой: «Заныла!». А когда Анна задыхается и просит отвести ее в сени, он отказывает ей, так как боится сам простудиться на холоде. Прошло совсем немного времени, и Анна, конечно, умерла, и, кроме сердобольного Луки, бедняжку и пожалеть было некому.

Заключение

Что можно сказать в заключение по теме «Клещ. «На дне»: характеристика героя»? Недолго Клещ сопротивлялся своим незавидным обстоятельствам, в итоге все же забросил свои мечты о хорошей работе и жизни, начал тоже бездельничать и пьянствовать вместе с остальными босяками ночлежки.

Среди нищих обитателей ночлежки есть тот, кто не должен бы там быть. Образ и характеристика Клеща в пьесе «На дне» подтверждают реальность жизни: на самом низу общества легко оказываются рабочие люди.

Особенность образа

Клещ – нелюдимый и замкнутый жилец. Он редко говорит, чаще бурчит или злится. Отношение к людям у персонажа резко отрицательное. Все находящиеся рядом с ним чувствуют эту антипатию, сторонятся его или осуждают. Чем объясняется такое положение? Клещ гордится умением работать, у него есть мастерство. Андрей Митрич ставит себя на ступень выше остальных постояльцев. Он – рабочий человек, они – отбросы общества. Причем, нет у Клеща деления на близких и чужих (неродных). Удивительно, что воры, картежники, разбойники стоят в стороне от рабочего. Не находят с ним общих тем и бывшие дворяне, артисты. Человек без сострадания и души не может быть кому-то другом.

Клещ и работа

Труд должен, по мнению классика, приносить удовлетворение. Клещ занят изготовлением каких-то железных деталей. Он верит, что им найдется хозяин. Слесарь сможет вернуться к нормальному существованию, покинуть ночлежку. Но в это верит только он один. Зритель и читатель чувствуют, что Клещу здесь место — на дне, в темном подвале. Он не сможет больше причинить вреда и горя, которое доставил жене, доброй слабой характером Анне. Клещ будет бездельничать, пить, драться вместе с другими постояльцами.

Клещ держит в руках ключи, и рядом с наковальней лежит связка ключей. Классик не зря дает ему в руки именно ключи. Какие двери мог бы открыть слесарь, скольким людям помочь? Вопрос становится философским. Не всякий труд, оказывается, способен изменить человека. Клещ закрылся на замок от всех и стал ненужным, жестоким и злым.

Еще один предмет, который находится рядом с персонажем – самовар. Символ русского добродушия исковеркан и разбит. Так и Андрей Митрич. Он не стал тем, кто объединил бы вокруг себя, создал артель, а тот, кто разбивает и разрушает. Созидательный характер труда исчезает.

Клещ и жена

Анна терпит от мужа побои. Женщина, еще достаточно молодая, превращается рядом с Клещом в разбитую старуху. Болезнь съедает молодость, но не изменяет мужчину. Он продолжает быть грубым, жадным и жестоким. Мужу жалко для жены глотка свежего воздуха. Он боится за себя, вдруг простудится, думать о ближних — не в его правилах. Нет в мужчине любви и ласки. Создается впечатление, что ему все в тягость. Он ждет, что не станет жены и все изменится. Он найдет себе новое место, но судьба распоряжается по-другому. На похороны Клещ продает инструменты и остается без сил, без работы и без семьи, которую не ценил.

Клещ и ночлежка

Андрей Митрич злится на судьбу. Он не ищет правду, зачем она ему. Вся правда жизни в лохмотьях. Из уст персонажа слышится страшное: «Издыхать надо!». Он произносит слово «дьявол» тогда, когда большинство обращаются к Богу. Ночлежка раскрывает характер рабочего человека. Не всем удается выбраться из нищеты, ремесло не помогает. Клещ быстро привыкает к людям подвала. Он начинает понимать, он не выше их. Везде люди, и они одинаковы по своей сути. Человеку нужно пристанище, пусть это будет ночлежка. Темное беспросветное будущее у живого мужчины встает в контраст светлых и радужных надежд умершей жены.

Гениальный классик не стал идеализировать человека, владеющего мастерством. Он, наоборот, показывает, как можно очерствить душу. Суровая реальность отбирает у таких людей мечты, лишает их будущего.

В итоге, слесарь встает на одну ступень с Сатином. Он пьет и рассуждает как Актер о своей ненужности в этом мире. Постепенно Клещ забудет о ремесле, как Бубнов будет смеяться над другими.

Скоро кончатся твои муки.
Твое сознание прояснится.
Д. Хармс. «Окно»
Актер и Клещ не являются ключевыми фигурами горьковской пьесы. Они — типические образы бывших людей. Рисуя их характеры, Горький избегал ярких, контрастных мазков. Это фигуры статические, неизменные. Горький не дает им возможности раскрыться до конца, до философии, как это происходит с Лукой, или Сатиным, или Бароном. Клещ все время что-то делает. В первом акте примеряет ключи к старым замкам, в последнем — «чинит гармонию, порой пробуя лады». Он слесарь. Бывший рабочий. Работа — смысл его жизни. Клеща тяготит быт костылевской ночлежки, мучит безделье: «Работы нет. » — кричит он Бубнову.
Явление Актера ознаменовано самой крылатой фразой столетия: «Мой организм отравлен алкоголем». Он произносит ее гордо, как со сцены. Его память — сплошная прореха. В нее ссыпалась вся прошлая жизнь. Ничего не осталось. Лука что-то торкнул в его сердце, надежду затеплил. Ведь Актер в душе — Гамлет. Его фамилия Сверчков-Заволжский, в его голове еще плавают мутные образы прошлого: «В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова». Хорошая вещь. Я играл в ней могильщика». Прочитав «На дне», я не поленился и открыл «Гамлета». Там два могильщика. Первый и второй. Второй произносит по ходу пьесы всего несколько реплик. Я думаю — это роль Сверчкова-Заволжского. Актер, перевирая, цитирует отрывки гамлетовских монологов. Он все еще играет свою трагедию. Он бесконечно театрален и этим любопытен. Он все декламирует: «Три копейки мне. — и, тут же опомнившись: — А впрочем, зачем мне нужны три копейки?» Он драматичен и умеет держать паузу. Он уже смирился с правдой «голого человека».
Клещ отличается от Актера тем, что в нем нет успокоенности. Ему хочется работать. Он и в разговоры встревает, и разную дрянь в ночлежку натащил. Жену замордовал до смерти. Правда, когда Анна умирает, что-то в нем оттаивает, но совсем незаметно, и, кажется, — померещилось. Вот его надгробная речь: «Хоронить надо. а у меня сорок копеек всего. » — звучит во всяком случае, трогательно.
Клещ все продает, чтобы схоронить Анну: наковальню, инструмент, ничего не оставляет. Его волнуют простые вещи. Кто кого в тюрьму «всадит» — «Васька Василису, или она его?». И о старце Луке умно заметил: «Поманил, а дорогу не указал». Не понимает Клещ, что дорогу надо искать каждому и в одиночестве.
Актер — весь в жесте, весь в позе. Ему полюбилась фраза об алкоголе. Он ее где надо и не надо говорит. Он болеет, он кашляет, он знает, что умрет, а умирать боязно. Ему вся мировая литература мыслится одним стихотворением автора «Б-Беранжера». И хотелось бы ему в город с бесплатной больницей попасть, но только понятно ему, что дороги туда нет, заказана. И когда он осознает это до конца — жизнь теряет для Актера окончательную ценность и смысл. «Ушел!» — произносит он, уходя на пустырь умирать.
Клещ в конце пьесы смиряется. Выпив стакан водки, он говорит: «Ничего. Везде люди. Сначала — не видишь этого. потом — поглядишь, окажется, все люди. ничего». В смирении — его настоящая трагедия. Актер пытается уйти из костылевского мира ценой собственной жизни. Клещ платит ту же цену, чтобы остаться на дне. Он успокаивает себя — все равны, все одинаковы в нищете своей.

Клещ – персонаж пьесы М. Горького «На дне», один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны . В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Он осуждает их образ жизни, считая, что они «на дне». Однако и его мечты рушатся, столкнувшись с суровой реальностью.

Единственный способ вырваться из нищеты, по его мнению, это упорный труд, но он теряет работу. Оказывается, что в жизни не все так просто и логично. Наряду с работой, он теряет и веру, что ставит его на одну ступень с другими жителями ночлежки. Этот персонаж также характеризуется необычайной черствостью. Так, он ведет себя довольно грубо и жестоко со своей умирающей женой. Когда Анна просит не кричать и не ругаться, он лишь корит её за нытье. Когда она задыхается и просит открыть ненадолго дверь, он отказывает, опасаясь простудиться. И даже её смерть не волнует его, разве что затраты на похороны.

В конце произведения он смиряется со своим положением и начинает пить с

Характеристика литературного героя

Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к “нормальной” жизни посредством упорного, честного труда. Сначала К. гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его мечта разбивается о суровую действительность: он теряет работу, переживает кризис. Также этот персонаж отличается особой черствостью. Его умирающая жена не вызывает у него никакого сочувствия. На просьбу Анны не кричать, не ссориться, он первый отвечает репликой: “Заныла!” Анна задыхается, просит отворить дверь в сени, но К. отказывает ей в этом, опасаясь простудиться.
В конце пьесы он оставляет мечты о работе, примиряется с “бездельничающими босяками”, пьянствует вместе с Сатиным, проповедующим принципиальное “неделание”.

Источник

Оцените статью