Муравьи санитары леса конспект

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Муравьи – санитары леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Муравьи – санитары леса»

Скачать:

Вложение Размер
moe_zanyatie.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Муравьи – санитары леса»

Цели: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни.

— воспитывать у детей бережное отношение к муравьям ,

— воспитывать любовь к природе,

— формировать представление о роли муравьёв в жизни леса,

— развивать любознательность, внимание, мышление, память,

-развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

Педагог загадывает загадку :

Город, в котором жильцов миллион,

Город, в котором всего один дом.

Город за деревом спрятался с юга,

Похожи жильцы в нём всегда друг на друга.

Затем педагог спрашивает детей, о каком загадочном городе идёт речь и кто его жильцы (муравейник с муравьями). Педагог открывает картину – динамическую модель и обсуждает её с детьми.

Вопросы для обсуждения:

— Как устроен муравейник снаружи, из чего строят его муравьи? ( Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, стебельков).

— Какой высоты бывают муравейники? ( Высота муравейника бывает иногда более метра .)

— Как устроен муравейник внутри?

( 1. Покрытие из иголок и веточек. Защищает жилище от превратностей погоды, ремонтируется и обновляется рабочими муравьями.

2. «Солярий» — камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться.

3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом.

4. «Кладбище». Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор.

5. Зимовальная камера. Насекомые собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки.

6. «Хлебный амбар». Здесь муравьи хранят зерна.

7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи.

8. Камеры с яйцами, личинками и куколками.

9. «Коровник», где муравьи содержат тлей.

10. «Мясная кладовка», куда фуражиры приносят гусениц и другую добычу.

— Чем занимаются муравьи на картине? (Муравьи большие труженики: один тащит веточку больше себя, другой – личинку, два муравья волокут третьего – больного.)

— Почему муравьёв называют санитарами леса? (Они поедают мелких гусениц, уничтожающих растения, больные гнилью и плесенью, растения, которые заражают лес.)

— Для чего муравьям нужны усики? ( У муравья плохое зрение, но, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает все встречные предметы. По запаху муравьи узнают дорогу к муравейнику.)

— Почему муравья называют самым сильным животным? ( Он может тащить груз, который по весу превышает его собственный.)

— Как ведут себя муравьи и зимой? ( Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают. Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживает.)

Проводится подвижная игра «Муравьиная тропа».

— А теперь предлагаю посмотреть мультфильм «Путешествие муравья» (по мотивам сказки Бианки).

Вопросы для обсуждения:

— Что нового вы узнали о муравьях из этого рассказа?

Источник

Конспект НОД «Муравьи — санитары леса»

Евгения Софронеева
Конспект НОД «Муравьи — санитары леса»

Конспект НОД «Муравьи — санитары леса«

Образовательная область: «Познавательное развитие».

о. о. «Познавательное развитие»

— Расширить и уточнить знания детей о муравьях, об их образе жизни.

— Дать знания детям об устройстве муравейника, о распределении обязанностей в муравьиной семье.

— Формировать представление о роли муравьев в жизни леса.

— Воспитывать бережное отношение к муравьям.

о. о. «Речевое развитие»

— Учить детей отвечать на вопросы разными типами предложений.

— Упражнять в подборе к заданному слову определений, действий (и в обратной последовательности, активизирование употребления синонимов.

— Обогащать литературный опыт детей.

о. о «художественно-эстетичнское развитие»

— Продолжать работать с подручных материалами,упражнять в умении скатывать пластилин в мелкие шарики,видеть общую картину и придавать ей законченный вид.

Методы и приёмы:

Практические: д/и «Скажи, какой муравей, д/и «Скажи, что умеет делать муравей, д/и «Разложи по порядку».

Наглядные, показ картинки (яйцо, личинка, куколка, муравей).

Словесные: художественное слово, вопросы, пояснение

Материал и оборудование:

Картинки к д/и «Разложи по порядку».

Ход занятия

Загадывание загадки про муравья.

Ловко тащит он травинку

В мире нет его сильней.

На полянке домик строит

Работяга … (муравей).

Кто работает с утра

Строит дом, несёт дрова.

Тащит целый дом еды

Мало ест, не пьёт воды.

У него полно друзей

Тот работник (муравей).

Кто не знает силача

Груз он носит не ворча.

Для него везде тропинки

И дорожки, и былинки.

Может вниз нести и вверх

Он работник лучше всех. (Муравей).

и пробуют разгадать.

Демонстрация картинки муравья

«Муравей это кто?Что есть у муравья

Демонстрация картинки муравейник.

Дети отвечают на вопросы

Вопросы : «Как называется дом муравья? Кто строит дом муравью?

Рассматривание муравейника в разрезе.

Рассказ воспитателя о том, какие комнаты-камеры существуют внутри муравейника и для чего они предназначены.

-Для чего нужна зимняя камера?

-Что такое “мясная” камера?»

Дети слушают и отвечают на вопросы

Дидактическая игра «Разложи по порядку»(карточки перепутаны, Карточки с изображением яиц, личинки, куколки, муравья.

Дети определяют и раскладывают карточки по порядку

Рассказ воспитателя о том, какие обязанности есть у муравьев (муравьи-няньки, муравьи-солдаты, муравьи-строители, муравьи-охотники).

Дети слушают и принимают активное участие в беседе.

Активизация словаря детей. Формируется представление о роли муравьёв.

Воспитатель проводит с детьми физминутку.

«Какие муравьи

«Что умеют делать муравьи

Дети, поймав мяч, называют определения и действия.

Вопросы для беседы:

«Пользу или вред приносят муравьи

«Почему муравьев называют санитарами леса

«Какие правила поведения в лесу вы знаете?»

Дети думают, рассуждают, отвечают на вопросы.

Дети предлагают варианты ответов.

Чтение воспитателем стихотворения: «Не разоряйте муравейники

Муравьи — лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьина страже день и ночь:

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Дети внимательно слушают.

Воспитание у детей бережного отношения к лесу.

Коллективная работа муравейник

Конспект НОД «Доктор леса». Цель: углубить знания детей о внешнем виде, способе жизни дятла, раскрыть понятие «Доктор леса». Задачи : Обучающая: уточнить знание о дятле;.

Конспект НОД с использованием интерактивной игры в средней группе «Секреты леса» Конспект НОД с использованием интерактивной игры в средней группе «Секреты леса» Описание: данный конспект предназначен для ознакомления.

Конспект НОД «Муравьи» Программное содержание. Дать детям представление о жизни муравьев в муравейнике. Учить создавать образ муравья, используя нетрадиционную.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы «Диалоги о животных крымского леса» НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшей группы на тему: «Диалоги о животных крымского леса» Представленный конспект является.

Конспект НОД по экологии (познавательное развитие) «Что будет, если из леса исчезнут птицы» Конспект НОД по экологии (познавательное развитие) на тему: «Что будет, если из леса исчезнут птицы». Подготовила: Воспитатель д/с «Ляйсан».

Конспект НОД во второй младшей группе на тему: «Животные леса» Цель: — расширить знания детей о диких животных, особенностях их внешнего вида и образа жизни. Задачи: — обогащать представления детей.

«Муравьи-санитары леса». Конспект ООД по ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» по теме\r\n «Муравьи – санитары.

Образовательная деятельность по экологии «Муравьи-санитары леса» Как мы знаем, что 2017 год объявлен годом экологии. В рамках этого проекта в нашем детском саду реализуются разные мероприятия: беседы по.

Проект создания мини-музея «Невидимые санитары озера Байкал» (старший дошкольный возраст) Обоснование для разработки проекта: Представления детей о невидимых санитарах озера Байкал их роли в механизме самоочищения воды поверхностны,.

Стенгазета к Международному Дню леса «День леса» 21 марта — Международный день леса. День леса — праздник, имеющий значение для каждого человека, ведь леса — это не только природное богатство.

Источник

конспект НОД «Муравьи — санитары леса»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_muravi_sanitary_lesa.docx 26.4 КБ
muravi_-_sanitary_lesa._bezusova_gnatishina.pptx 2.65 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Безусова Инга Зинатуловна

Гнатишина Татьяна Александровна

г. Лабытнанги, 2018

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

«Муравьи – санитары леса»

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса.

расширять и закреплять знания детей о насекомых – муравьях.

Дать представление об особенностях внешнего вида и образе жизни муравья.

Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.

развивать умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи между объектами живой природы.

Развивать двигательную активность, фонетический слух, мелкую моторику, умение сочетать речь с движениями.

формировать интерес к насекомым и бережное отношение к ним.

— чтение рассказа Л. Н. Толстого «О муравьях» ,

— рассматривание картин, иллюстраций «Насекомые»,

— заучивание стихотворений, пословиц,

— дидактические игры: “Собери картинку из частей”

— экологическая сказка «Как Дрозд лечился у Муравья»,

— знакомство с экосистемами «Лес», «Поле».

— аудиозапись «Звуки леса»;

— частично разрушенный муравейник;

— демонстрационная картина «Муравьи – санитары леса»

— динамическая модель «Внутреннее устройство муравейника».

Работа со словарём:

— активизировать словарь: личинка, труженики, муравьиная кислота.

— ввести в активный словарь: муравейник, санитары.

I.Организационный момент . Вступительное слово. ( 2 мин)

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Что вы слышите? Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Воспитатель: правильно. Мы с вами снова отправляемся на прогулку в лес, чтобы продолжить знакомство с его маленькими обитателями – насекомыми.

Отгадайте загадку и узнаете, о ком сегодня мы будем говорить:

Из песка, сухих травинок,
Хвои, глины и соринок —
Дом уютный для семьи
Дружно строят … (Муравьи).

Воспитатель: как ты догадался (имя ребенка)?

Правильно, м ы сегодня вспомним о знакомых вам насекомых, и узнаем, почему муравьёв называют «Санитарами леса».

Но сначала я предлагаю сыграть вам в игру «Собери картинку». Вам нужно самостоятельно собрать картинку целого муравья из нескольких карточек. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды: команда мальчиков и команда девочек. Подходите к столам. Готовы? Начали!

II Дидактическая игра «Собери картинку». ( 2 мин .)

Дети выполнили задание.

Воспитатель: у всех получился целый муравей? Не у всех, а почему? Почему вы считаете, что у вас получился? Докажите, объясните мне, пожалуйста, что на картинке у вас именно муравей, именно, то, что муравей насекомое? По каким признакам вы догадались?

Ответ детей: потому что у насекомых есть голова, грудь, брюшко, 3 пары лапок, у некоторых крылья. И у нас на картинке у муравья 6 лап, три части тела: голова, грудь, брюшко.

Воспитатель: «У вас не совсем получился муравей, почему?»

Ответ детей: потому что у нашего муравья не 6 лап, а 4.

Воспитатель: на земле великое множество насекомых (1500000 видов). На брюшке у них поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «Насекомые» — от слова «насекать». У насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко и шесть ног. Насекомые – обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых. Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают, прыгают, одни живут несколько лет, другие один день.

Для того, чтобы я поняла, насколько хорошо вы знаете насекомых, давайте поиграем. (2 мин)

Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят какому насекомому: муравейник, зелёный, порхает, мёд, вертолет, трудолюбивый, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, стрекочет, паутина, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам».

Замечательно вы назвали многих насекомых, спасибо.

III. Рассказ нового материала (12мин)

Выстроен семьи трудом
Настоящий город-дом.
Днем все сто дверей открыты,
Ночью их и не ищи ты.

Ребята, а где живут муравьи? Кто видел их дом – муравейник?

Воспитатель: ребята, муравьи обычно строят свои дома, где-нибудь под деревом, чаще около пня. Домик строят из обычных хвойных веток, чешуек. Мы видим дом муравьёв над землёю, но есть ещё и часть дома под землёй. Это прекрасный, многоэтажный дом с множеством квартир, теплыми, уютными комнатами, со спальнями, с детскими комнатами, с кладовками, с мусоросборниками, и туалетом, с хорошей вентиляцией. Даже есть «солярий», это камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. Есть зимовальная камера. Там насекомые собираются, чтобы пережить холода. Есть у муравьев и хлебный склад, здесь они хранят зерна. В «царской камере» живет царица – матка, откладывающая яйца с маленькими муравьями (личинки). Все ходы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника. Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте. Воспитатель показывает муравейник, частично разрушенный.

Воспитатель: а вот и дом муравья – муравейник, только его кто – то сломал.

Дети находят разбросанные спички, палочки, веточки.

Воспитатель: кто же это сделал?

Ответы детей: (мальчишки, медведь разворотил, он есть хотел, ураган, налетел).

Воспитатель: давайте, скорее, построим новый домик для муравья и его друзей.

Дети складывают палочки, строят домик.

Воспитатель: ребята, кого поставим для охраны? Давайте придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых возьмем?

Дети собирают из разрезных картинок волшебное (фантастическое, несуществующее) насекомое и придумывают ему название.

Физкультминутка «Муравей» (2 мин)

От друзей муравьишка отстал, прижимаем ладони к щекам, качаем

головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал, бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал, прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло, присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшновато и очень темно, обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли, берёмся за руки ,раскачиваем их вверх –

Да-да-да!
Муравьишку домой привели,
Да-да-да!

Воспитатель: отдохнули? Продолжим с вами, ребята узнавать что-то новое:

Муравьи – неугомонные ребята, вся жизнь их связана с трудом. В семье муравьиной трудятся все: есть рабочие муравьи, они строят муравейник. Другие “рабочие” таскают корм для всей огромной семьи – вредных насекомых. Есть и солдаты, которые охраняют дом от врагов, а есть и няни, которые ухаживают за маленькими детками. Муравьи видят плохо, помогают им уши, или они ощупывают всё, что встречается им на пути, при помощи усиков по пахучим следам на тропинках муравьи находят дорогу домой. Муравьишки – дружный народ, друг другу помогают.

Ребята, а как вы думаете, муравьи, полезные насекомые или нет? Почему?

Воспитатель: муравьёв называют «санитарами леса». Они приносят огромную пользу, истребляя множество вредителей, особенно гусениц. Муравьи, поселяются в старой древесине или старых пнях, они разрушают отмершую древесину, после этого она быстро разлагается. Еще муравьи рыхлят и удобряют почву. Так же эти маленькие насекомые помогают птица – дроздам, они чистят их перышки своей кислотой. Эта кислота называется, как вы думаете как?

Воспитатель: кислота, выделяемая муравьями, называется — муравьиной. Ее используют люди в медицинских целях.

Муравьи – это часть природы, а ее надо любить, беречь, охранять. Находясь на природе – восхищайтесь, любуйтесь ею, заботьтесь о ней. Вот и подошло наше путешествие к концу. Я хочу, поиграть с вами еще в одну интересую игру, которая называется «Кто в избушку проникнет?» — она о насекомых. Но чтобы в нее играть нужно уметь слышать в словах нужные звуки. Поиграем? А в помощь вам на панно прикреплены картинки с разными насекомыми.

Словесная игра «Кто в избушку проникнет?» (3 мин)

Слушайте: стояла в лесу избушка на курьих ножках, без окон, без дверей. Никто не мог проникнуть в нее: ни звери, ни птицы, лишь насекомые могли сквозь щели проползти. Собрались они вокруг избушки и решили узнать, что в ней находится. Первым проползло насекомое, в названии которого был звук «к» ( стрекоза, комар, мотылек ). Затем насекомые со звуком «л» ( пчела, шмель ). Затем со звуком «у» (муха , жук , муравей ). Следом проползли насекомые со звуком «б» ( бабочка, божья коровка ). Оказались все они в избушки. Видят, стоит стол и лавки вокруг. На столе самовар, чашки и сладости. Напились чаю, истории стали друг другу рассказывать. А потом домой расползлись

Вам понравилось? А что интересного было для каждого из вас?

Воспитатель: мне очень понравилось, что вы внимательно меня слушали, были активными.

Источник

Читайте также:  Почему муравей полезное насекомое
Оцените статью