Может ли школа избавиться от неугодного ученика

Может ли школа избавиться от неугодного ученика

Вчера подруга (у неё дочь в шестом классе) рассказала, что на очередном родительском собрании учительница объявила родителям, что есть в классе один неуправляемый мальчик, от которого нужно всеми средствами избавиться. Сказала, что это в интересах остальных детей, т. к. он с ними дерётся и мешает им учиться. Мальчик этот, по словам подруги, действительно не подарок, но она не думала, что учительница просто захочет избавиться от него. Уже «подготовленный» председатель род. комитета тут же подсунула остальным родителям напечатанное заявление на имя директора школы с просьбой убрать этого мальчика из класса и попросила всех родителей расписаться. И все по очереди подошли и расписались. Моя подруга тоже расписалась и после этого всю ночь не спала. Я ей сказала: «Ну не расписывалась бы, раз так переживаешь». А она ответила: «Понимаю, что я, может быть, совершила подлость. Но ведь если бы я не расписалась, это впоследствии отразилось бы на моей дочери».

Ещё пример. По словам сестры, её сын-пятиклассник периодически рассказывает, как классная руководительница настраивает детей против одного из одноклассников. «Мама, она вчера сказала, что ЭТОМУ ПРИДУРКУ не место в классе. Он вчера болел. А сегодня пришёл, и мы ему сказали «фу» и не стали с ним играть, потому что учительница сказала, чтобы мы с ним не играли». Сестра была в шоке. Она попыталась объяснить сыну, что так поступать нельзя, но у него железный аргумент: «Но ведь так УЧИТЕЛЬНИЦА сказала». Этот мальчик, против которого инициирован бойкот, просто не такой, как все: он гиперактивный и требует повышенного внимания со стороны учителей. Короче, не подгоняется под общую формулу безоговорочного послушания. Такой ребёнок создаёт учителю дополнительные трудности, и она просто посоветовала его родителям перевести его в другую школу. Те категорически отказались. Тогда учительница, видимо, решила сделать всё, чтобы мальчик сам захотел уйти из класса. И наплевать ей глубоко на его психологические травмы, которые он в результате её методов может получить!

Читайте также:  Чем потравить муравьев домашних условиях

Примеры, которые я привела, не единичные, увы. И мне, как педагогу, как женщине, очень горько слышать подобные истории, которых с каждый годом становится всё больше. Учителя просто избавляются от неугодных им детей. Избавляются подло, расчётливо, по-фашистки безжалостно. Уничтожают ребёнка морально, ломают его психику и действуют, что называется, до последнего, пока его родители, безуспешно обив все пороги, не переводят его в другую школу. Жаловаться в таких случаях в Управление образования, как правило, бесполезно. Учительница ведь действует грамотно. Настраивает детей против неугодного ребёнка, всячески провоцирует их конфликты. Методично собирает «компромат» на ученика: другой ребёнок двойку получил — внимания не обратит, но если ЭТОТ — зачислит в неуспевающие. Другой ребёнок с кем-то подерётся — никаких пролем, ЭТОТ ребёнок устроит драку — тут же докладная завучу или директору и т. п. А потом на родительском собрании этот ребёнок подаётся другим родителям как исчадие зла, и инициируются заявления директору и инспектору по делам несовершеннолетних с просьбой «оградить их детей от общения с опасным ребёнком». А родители детей это заявление подписывают, не понимая, что в случае чего на месте этого несчастного изгоя автоматически окажется их родной ребёнок. Схема-то отработана.

Короче, страшно мне от этого. На маленького несчастного ученика, которому нужна помощь, поддержка, умелая рука педагога, набрасывается взрослая шакалья стая и грызёт его до полного уничтожения. Что же у нас за общество, если такой травлей занимаются УЧИТЕЛЯ?

Мне хотелось бы спросить, сталкивался ли кто-нибудь из форумчан с подобным поведением учителей? Подписывали ли Вы когда-нибудь заявление о том, чтобы какого-либо ученика убрали из класса, где учится Ваш сын (дочь)? Скажу сразу, что осуждать никого не буду. Я с горечью понимаю родителей, которые подпишут что угодно, только бы их родной ребёнок спокойно доучился.

Читайте также:  Средство от крыс для квартиры

Прошу желающих поделиться мнением по этому вопросу.

Источник

Родителей в школу! Что делать, если ребёнок плохо ведёт себя на уроках

Рассказываем о причинах баловства на уроках и о том, как с этим справиться.

Любой родитель расстроится, если его ребёнку в школе сделают замечание или поставят двойку за поведение, и подумает: «Неужели я воспитал хулигана?». Но какие бы эмоции вы ни испытывали, лучше сначала разобраться, чем был вызван проступок сына или дочери.

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»:

  1. Ребёнок требует к себе внимания. Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться.

Часто дети ведут себя так, если взрослые обращают внимание только на плохое поведение, а хорошее воспринимают как должное. Или когда им вдруг становится не до него. Например, если в семье произошли изменения: переезд, развод или появление нового члена семьи.
В младших классах это случается, если ребёнок не успел социализироваться до школы. Своим поведением он пытается добиться того же внимания, которое получал дома.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

Чтобы помочь ребёнку почувствовать себя значимым, нужно дать ему больше самостоятельности — например, поручить несложные дела по дому, хвалить и отмечать школьные успехи.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

Важно найти и устранить причины накопленных обид. Разбираться с последствиями не менее важно, но лучше всего делать это со специалистом. Психолог поможет ребёнку понять свои недовольства, страхи и прожить их безопасно для себя и других.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

Ребёнок не может быть плохим во всём — что-то у него точно получается. Важно замечать его достижения и обсуждать, что ему нравится делать и как ему это удаётся. Позже эти алгоритмы он сможет перенести на другие ситуации.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает.

Что делать с плохим поведением ребёнка в школе

Прежде всего следует не искать виноватых, а попробовать разобраться:

  • Как часто проявляется плохое поведение?
  • В каких ситуациях ребёнок безобразничает?
  • Кому адресованы его выходки?

Если ответить на эти вопросы трудно — обратитесь к психологу. Специалист поможет установить причину и даст рекомендации.

Помните, что поведение ребёнка нельзя изменить, не меняя поведения родителей. Поэтому хороший специалист работает со всей семьёй. Если психолог занимается только ребёнком и не включает в работу вас — глобальных изменений ждать не стоит.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

Понимание, почему ребёнок плохо ведёт себя в школе, поможет исправить ситуацию. Важно показать ребёнку, что каждую из его целей можно достичь другими путями. Попробуйте поискать эти пути вместе:

  • Дружите с ребёнком. Важно, чтобы ребёнок чувствовал себя нужным и понятым. Проводите время вместе, обсуждайте его увлечения, интересуйтесь успехами и неудачами.
  • Советуйтесь с ребёнком. Перед тем как принять решение, спросите мнения ребёнка: например, куда поехать в отпуск или что подарить сестре на день рождения. Прислушивайтесь к ребёнку, и он поймёт, что его мнение имеет значение.
  • Научите ребёнка решать конфликты. Показывайте на своём примере, как достойно выходить из сложных ситуаций, находите такие примеры вместе — в жизни, в книгах и в кино.
  • Помогите ребёнку поверить в свои силы. Ему понадобится поддержка, чтобы заставить других уважать себя, а не бояться.
  • Формируйте здоровое поведение в семье. Если ребёнок живёт в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным — скорее всего, у него не возникнет причин плохо вести себя в школе.

Могут ли исключить ребёнка из школы за плохое поведение

В пункте 2 части 2 статьи 61 федерального закона «Об образовании» сказано, что отчисление может быть дисциплинарной мерой взыскания, но только с 15 лет.

За что именно могут отчислить

За нарушение устава школы и других внутренних правил (например, распоряжений завуча или директора).

При этом отчисление применяется, если:

  • ребёнок неоднократно нарушал дисциплину,
  • другие меры (замечания, выговоры) не дали результата,
  • учащийся нарушает права других учеников и работников школы,
  • действия нарушителя мешают работе школы,
  • ученик не выполняет учебный план — например, долго не посещает школу без уважительной причины.

Как происходит отчисление

Решение принимает школа, но учитывает мнение родителей. Также нужно согласие Комиссии по делам несовершеннолетних.

Директор отчисляет ученика и информирует об этом родителей в течение трёх учебных дней. Распоряжение директора можно обжаловать в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если это не помогло, можно обратиться в суд.

В течение года со дня отчисления директор школы может изменить решение по просьбе ребёнка или его родителей. Если за этот год к ребёнку не применят новые дисциплинарные меры, он сможет вернуться в школу.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Попробовать бесплатно

Интересное по рубрике

Найдите необходимую статью по тегам

Подпишитесь на нашу рассылку

Мы в инстаграм

Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством

Посмотреть

Рекомендуем прочитать

Реальный опыт семейного обучения

Звонок по России бесплатный

Пишите нам письма

Посмотреть на карте

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Источник

Как защитить целый класс от агрессивного ребёнка?

К сожалению, о травле в школе каждый из нас знает не только в теории: кто-то сам обижал одноклассников, а кто-то был жертвой буллинга или — в лучшем случае -свидетелем. Но что делать, если в классе есть тот, кто задирает буквально каждого одноклассника? На этот вопрос отвечают психолог Анна Антонова и адвокат Максим Крупский.

Вопрос. У нас в 4-м классе учится агрессивный ребёнок, который доводит весь класс. Мама игнорирует все обращения и жалобы, утверждает, что это её сына обижают. В школе разводят руками: просто плохое поведение никакими статьями не регулируется. Ежедневные тычки, пинки, грубости ко всем без разбору одноклассникам. Учительница вынуждена постоянно держать его при себе, не подпускать к другим, провожать до остановки, чтобы возле школы к кому-нибудь не пристал. Беседуют школьные психологи, но бесполезно. Как поступить нам, родителям притесняемых детей, с юридической и психологической точки зрения?

Анна Антонова, психолог:

Ситуация, которую вы описываете, к сожалению, не редка, столкнуться с ней может каждый. При этом каждая сторона, вовлечённая в конфликт, считает себя правой и обиженной: мама мальчика считает, что задевают её сына, другие родители — что притесняют их детей. Эти переживания понятны: каждый волнуется за своего ребёнка и защищает его по-своему. Однако в драке участвуют двое, поэтому и разбираться в непростой ситуации нужно всем вместе.

Когда у кого-то из учеников возникают трудности в поведении, это всегда отражается на всем классе. На происходящее влияют уход и появление одноклассников, яркие и запоминающиеся события, установленные негласные правила поведения, реакции взрослых. Так, если в классе не круто учиться, того, кто делает все домашние задания, могут задирать и обзывать «ботаном». Если учитель каким-то образом выделяет ученика, например публично ругает его за поведение и плохие результаты, он формирует негативное отношение к нему всего класса.

Если окружающие взрослые позволяет себе саркастические, унизительные комментарии в адрес других людей, то и дети могут делать так же

Травля учит детей беспомощности, жестокости, притворству и страху, если она остается без внимания. Именно поэтому преодолеть сложившуюся ситуацию возможно только сообща силами родителей, представителей школы и детей.

Что могут делать родители в таких ситуациях:

  • Понять, что каждый участник (ученики, родители, представители школы) играют роль в сложившейся ситуации, и честно ответить на вопрос «Что каждый родитель готов сделать для разрешения сложившейся ситуации?». Например, ходить наблюдать на уроки, организовать досуг класса для повышения сплоченности и прочее.
  • Поговорить с педагогами и психологами в школе. Будет здорово, если вы сможете предложить конкретные решения. При этом важно не занимать обвиняющую позицию («Вы ничего не делаете», «Мальчика надо убрать — он ужасен!»), а говорить о том, что вы видите проблему и хотите вместе со школой ее исправить. В таких разговорах важно фиксировать обсуждения: какие конкретные шаги будут сделаны и в какой период времени.
  • Важно, чтобы каждый участник понял, что ситуация серьезная, какова роль каждого в ней и что можно сделать, чтобы дело не дошло до усугубления конфликта. Мой опыт работы школьным психологом показывает, что восстановительные круги медиации, при которых ситуация обсуждается с учителями, родителями и самими детьми, помогают изменить ситуацию в лучшую сторону, не доводя до глубокого конфликта между школой и семьями.
  • В случае, если школьные психологи не справляются, можно пригласить специалистов по медиации (школьные службы примирения, тех, кто проводит антибуллинговые программы в школах, например Травли.net или иные НКО, занимающиеся вопросами травли).
  • Если проходит время и ничего не меняется, стоит написать заявление на имя директора или завуча с подробным описанием фактов, которые указывают на травлю или конфликт. Письменное обращение указывает, что вы видите проблему и говорите о ней.
  • Если и после этого ничего не происходит, вы получаете отписку, а ситуация не меняется, стоит обращаться в органы управления образования, ссылаясь на право на образование каждого ребёнка, что невозможно при наличии сильного конфликта или поведенческих нарушений в классе.
  • Полезно знать: если школа не защищает ребёнка/класс, то на администрацию по решению суда могут наложить штраф за «нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод» (ч. 72 ст. 5.57 Кодекса об административных правонарушениях).

Возможно, вам также будут полезен алгоритм действий для родителей, представленный на сайте Травли.net.

Действующее российское законодательство, к сожалению, не даёт универсального ответа на этот вопрос и не содержит конкретных механизмов, использование которых позволило бы раз и навсегда решить такую проблему. Поэтому каждый случай требует особого внимания со стороны родителей (как пострадавших детей, так и обидчика) и администрации школы, их совместных активных действий, а также поиска наиболее подходящего способа разрешения конкретной конфликтной ситуации.

В первую очередь родителям пострадавшего ребёнка необходимо выяснить у него все обстоятельства и причины конфликта, чтобы для себя сделать вывод о том, носит ли этот конфликт разовый или системный характер, имеются ли другие пострадавшие.

«А нормальные дети от него страдают»: что делать, если в классе учится трудный ребёнок

Если родитель поймёт, что ребёнок систематически подвергается травле или физическому насилию со стороны кого-то из одноклассников, ему следует как можно скорее договориться о встрече с куратором или классным руководителем с целью обсуждения сложившейся ситуации, а также связаться с родителями обидчика, чтобы попытаться разрешить конфликт.

В наиболее серьезных случаях необходимо также обратиться с письменным заявлением в адрес администрации школы, в котором изложить все известные подробности конфликта (при этом один экземпляр заявления с отметкой о его приеме оставить у себя на руках для последующего подтверждения факта обращения к администрации школы по поводу травли).

Если на теле ребенка есть признаки физического насилия, их следует незамедлительно зафиксировать в травмпункте — все медицинские документы в дальнейшем могут также пригодиться в качестве доказательств

Если ребёнок, как в описанном случае, не единственная жертва агрессора, следует связаться с родителями других пострадавших детей и скоординировать свои действия — в первую очередь для того, чтобы собрать необходимые доказательства систематического характера агрессивного поведения со стороны обидчика. Наличие серьёзной доказательной базы повышает шансы на успешное разрешение ситуации, поэтому родителям следует каждое заявление по факту травли подавать в адрес администрации школы и других учреждений в письменном виде, стараться вести аудиозаписи устных бесед, имеющих отношение к конфликту, собирать иные доказательства (переписку в электронной почте, соцсетях).

Если разговоры с родителями агрессора и классным руководителем ни к чему не привели, а письменные заявления в адрес школьной администрации остались без ответа, родителям потерпевших стоит задуматься над обращением в Департамент образования, к уполномоченному по правам ребенка, в полицию, прокуратуру и комиссию по делам несовершеннолетних, подкрепив свои обращения доказательствами бездействия администрации школы и сохранения угрозы психологическому и физическому здоровью детей со стороны агрессора.

«Не приводите её завтра!»: как выжить родителям ребёнка с трудным поведением

Если имеются признаки того, что асоциальное поведение обидчика вызвано маргинальным образом жизни его родителей или ненадлежащим выполнением ими своих обязанностей по его воспитанию, имеет смысл обратиться с соответствующим заявлением в органы опеки и попечительства, а также требовать проведения психолого-медико-педагогической комиссии с целью освидетельствования ребенка на предмет его способности к обучению в условиях обычной общеобразовательной школы.

Если все методы решения проблемы оказались безрезультатными, вероятнее всего, есть смысл задуматься над переводом своего ребёнка в другую школу.

Правовой панацеи от травли в школе, увы, не существует, а главный принцип, которым следует руководствоваться родителям при разрешении затяжной конфликтной ситуации, — это защита интересов самого ребёнка, обеспечение его психического и физического здоровья.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

Иллюстрация: Shutterstock (Lyudmyla Kharlamova)

Источник

Оцените статью