Как победить заикание: советы нейропсихолога Татьяны Визель
Логопеды бьют тревогу: мало кто из современных детей обладает правильной и здоровой речью. Дефекты могут быть самыми разными, как и причины их появления. Но самым загадочным и тяжело поддающимся коррекции является заикание.
Что делать, если эта проблема возникла у ребенка? Есть ли варианты вылечить заикание у взрослого человека? Какие ошибки чаще всего совершают родители и даже логопеды? Об этом рассказала доктор психологических наук Татьяна Визель — уникальный специалист с мировым именем, профессор, нейропсихолог. Она разработала методику, которая дает шанс говорить правильно в любом возрасте. В начале разговора Татьяна Григорьевна сразу предупредила: «Сегодня я скажу много крамол»…
Страхи и речь
— Татьяна Григорьевна, что такое заикание? Как эта особенность говорения «формируется»?
— В русском языке термин «заикание» происходит от слова икать. Видимо, кому-то когда-то показалось, что, когда кто-то дает в речи запинки, он как бы икает. Но в других языках — совсем другие смыслы, в основном они обозначают какое-то спонтанное движение языка.
— Это же не новое явление. В другие исторические периоды заикание пытались лечить, понимая, что это не норма?
— Когда мы говорим о чем-то исторически важном, начинаем с древней истории. Демосфен — величайший оратор. Он заикался! Как же Демосфен преодолевал свое заикание? Он выходил на берег моря, клал под язык камушки и пытался говорить понятно и внятно. Он, прежде чем что-либо сказать, выстраивал план своего высказывания, употреблял выразительные жесты, мимику. И это помогало, а почему — я потом скажу. Это явление изучал и Гиппократ… В какой-то момент были попытки решить проблему заикания хирургически: отрезали кончик языка, расширяли голосовую щель, подрезали уздечку под языком. Кроме этого, ряд авторов говорили, что заикание — результат инфекционных болезней, испуга или подражания другим заикающимся. Как было установлено, все это провокационные, но не причинные факторы.
— В обывательской среде до сих пор есть мнение, что дети начинают заикаться после сильного испуга…
— Испуг испытывают многие дети, а заикаются не многие. То есть если нет предрасположенности к заиканию, то его и не будет. Одного ребенка напугала собака — и он вскоре забыл этот случай, а на другого полаяла — и он стал заикаться.
Среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Для девочек активность правого полушария — родная. Им «разрешается» плакать, а мальчикам говорят, что это стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное».
— Почему?
— Потому что существует природная предуготованность к заиканию. Кстати, есть классификация страхов у детей. На первом месте — собаки. Второе место поделили врачи и воспитатели детских садов. У нас один мальчик при анкетировании сказал, что очень боится воспитательницу, потому что она обещает вылить суп в трусики, если он не будет его доедать. Испугаешься тут! И вот только на третьем месте в рейтинге страхов идут плохие люди, злодеи, пьяные дяди и так далее. Есть в этом списке и родители, но, правда, не на первых местах.
— А что ученые говорят о феномене заикания?
— Очень многие ученые, как русские, так и зарубежные, считали, что заикание — это спастический невроз, возникающий из-за слабости речевых центров. А что такое спастический невроз? Это судорога. Профессор Сикорский в свое время выделил 40 типов судорог. И подчеркнул, что заикание возникает только в детском возрасте. Физиологического заикания у детей не бывает. Если ребенок в раннем возрасте начал говорить с запинками, они потом сами собой могут уйти. Но уже есть опасность, что в любом другом возрасте может возникнуть рецидив. Заикание — это рецидивирующее заболевание. Поэтому, если ребенок в раннем возрасте начинает запинаться, на это надо обратить самое серьезное внимание. Академик Павлов все предшествующие идеи дополнил предположением, что в основе заикания — нарушение соотношения процессов возбуждения и торможения, то есть отсутствие синхронной работы между корой головного мозга и подкоркой. Это тоже вошло в теорию заикания… Есть еще несколько теорий, в том числе и о том, что заикание может возникнуть при переучивании левшей.
— Заикание передается по наследству? Есть данные об этом?
— Очень много исследований провели — неоднородных и неоднозначных. Но результат — в пользу передачи заикания по генетическим каналам. И оно в любом случае возникает в период от двух до шести лет. Максимум — в семь, но это редко. Если в это время не возник дефект, то даже генетически запрограммированный на это ребенок не будет заикаться. Если не будет влияния агрессивной внешней среды и ребенок спокойно перерастет этот короткий, но опасный возраст, то он уже никогда не будет заикаться! В подтверждение этой теории еще добавлю: встречаются заикающиеся близнецы. А вот из двойняшек обычно заикается кто-то один.
— С чем связано то, что левши предрасположены к заиканию?
— Выяснилось, что практически все заикающиеся — явные или скрытые левши. У левшей правое полушарие более активно. Правое полушарие отвечает за эмоции. Левое — за рациональное мышление. И если есть какой-то провоцирующий фактор, то эмоциональное вступает в конфликт с рациональным. И этого уже очень много для возникновения заикания. Кстати, среди заикающихся в три раза больше мальчиков, чем девочек. Почему? Потому что для девочек активность правого полушария — родная. Девочкам «разрешается» плакать, капризничать, а мальчикам говорят, что плакать стыдно. Поэтому для мальчиков возбуждение правого полушария «не родное». Но если оно «пробивает» себе дорогу, то срываются межполушарные отношения и возникают заикания. Девочки в этом смысле более адаптивны и выносливы.
Ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. Речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь — «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи, а прозаическую речь — сказки, рассказы. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.
— Какие методы коррекции сейчас используют логопеды?
— Это логопедические тренинги дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата. Там учат правильно дышать, правильно организовывать голосоподачу и правильно артикулировать. Но интересный факт: я знаю много музыкантов, которые заикаются, но прекрасно играют на духовых инструментах. Им нужно отрабатывать дыхание? Нет. Я знаю вокалистов, которые прекрасно поют, но заикаются. Им нужно ставить голос? Нет. То же самое и с тренировкой артикулярного аппарата. Зачем его тренировать, если человек при невротическом заикании может месяцами и даже годами не заикаться? Я сейчас скажу крамолу: какой смысл тренировать отдельные функции? Это не вредно, это любому человеку полезно: потренировать и дыхание, и голос, и артикуляцию. Беда в том, что это не имеет никакого отношения к преодолению заикания. Но взрослым людям это иногда помогает. Почему? Потому что они уверены, что с ними занимаются специалисты и делают то, что надо, а так как они слушаются этих специалистов, значит, все у них будет хорошо. Более того: я всегда утверждаю, что взрослые заикающиеся невротики умеют хорошо говорить. Но они не знают об этом и боятся говорить. Если их убедить, что вот с ними поработали и теперь они должны прекрасно говорить, то они будут прекрасно говорить. Поэтому взрослому могут помочь эти виды техник в качестве психотерапии. Ребенку — нет.
— Как тогда работают с детьми?
— Часто учат ритмизированной речи: она как бы «выпуклая» на начальном этапе и нивелированная на заключительном. Например, если попросить сказать так: «Я-бу-ду у-чить-ся го-во-рить!» — любой заикающийся четко скажет эту фразу. Так учат детей с шести-семи лет — учат незаметно отбивать ритм рукой, как бы помогать себе не сбиваться. Можно даже при этом держать руку в кармане или за спиной — кому как удобнее, можно пальчики перебирать незаметно, так тоже советуют специалисты. Этой методикой могут овладеть даже взрослые люди с заиканием. Но в нивелированной речи есть некоторая искусственность, поэтому на занятиях и на комиссиях все говорят прекрасно, а когда выходят на улицу, отказываются придерживаться ритма. Потому что никто не хочет поступиться экспрессией речи. Наши эмоции в речи. Интонации, жесты, мимика — это отражение нашей личности. Любой человек хочет говорить выразительно и обнаружить свою личность.
— Выходит, эти методы неэффективны?
— Нет, они улучшают речь детей и даже взрослых. Но не борются с заиканием как таковым. Есть более «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку: это совет вдохнуть воздух, а потом говорить. Во время осознанного вдоха дыхательная система напрягается, а нам надо, чтобы расслабилась! Речевой вдох должен регулироваться не усилием воли, а речевым смыслом. Есть специальные упражнения, которые приучают к рефлекторному вдоху. Родителей своих маленьких пациентов я обучаю этим упражнениям, и они успешно их применяют в работе с детьми. Самое простое — это обычные «ладушки», когда ребенок ритмично сжимает одну ладонь другой ладонью и проговаривает текст. Сначала знакомый — например сказку про Колобка, а потом уже и незнакомый. Это лучше, чем отстукивание ритма, потому что работают две руки, то есть мы задействуем оба полушария мозга, таким образом гармонизируя два полушария. Казалось бы — мелочь, но на самом деле это радикально меняет проблему. Но только при условии, что это начальная стадия заикания. Это важный момент.
— Как лечить заикание у взрослых?
— Избавить от заикания взрослого человека можно только психотерапией. Никаких других методов нет. Если метод с перекладыванием ладошек окажет на него психотерапевтическое воздействие, то он тоже поможет. То есть, если кто-то сумеет его убедить, что при помощи рук можно урегулировать работу обоих полушарий и заикание пройдет, то ему этот метод обязательно поможет. Но нет гарантии, что не будет рецидива. Нет ни одного метода, который гарантирует, что у взрослого не будет рецидива. Взрослые люди с невротическим заиканием месяцами, а порой и годами отлично говорят. А потом вдруг сорвались! Почему? Потому что довлеет патологический стереотип. Каждый взрослый заикающийся умеет хорошо говорить, но ему мешает память. Поэтому взрослого важно чем-то зацепить и убедить, что этот метод ему точно поможет. А ребенка до шести-семи лет надо учить расставлять паузы, программировать речь на смысловые отрезки. И еще — речь всегда выразительна. Если ребенок говорит невыразительно, он не овладел речью. Любому маленькому ребенку с двух-трех лет нужно прививать выразительную речь. А что такое выразительная речь? Это «с чувством, с толком, с расстановкой». Много слушать, много читать выразительно. Но не стихи. Если ребенок начал заикаться, от стихов уводите, на два-три месяца точно! И даже музыку тоже чуть притормозите. Потому что это вода на мельницу правого полушария, а нам надо его немного успокоить. А вот прозаическую речь — сказки, рассказы — это пожалуйста. Важный момент: заикающимся детям быть вместе в одном коллективе нельзя — они подражают друг другу.
Есть «провальная» и даже отвратительная рекомендация, которую иногда дают заикающемуся ребенку, — вдохнуть воздух, а потом говорить.
— Если в семье не было заикающихся родственников, можно как-то на раннем этапе обнаружить проблему?
— По моему методу коррекцию заикания необходимо начинать с появления ее предвестников. К ним относятся убыстрение или замедление речи ребенка, избыточное повторение отдельных слов или слогов. Очень важно ребенка с заиканием не растить как мимозу, оберегая от волнений, потому что первое серьезное волнение даст рецидив. Его надо приучать к обычной жизни. Не перевозбуждать, конечно, но он должен и на аттракционах кататься, и с другими детьми общаться, и поссориться иногда, и маму иногда не послушаться, посопротивляться чему-то. И страшилки ему тоже нужны! Потому что адреналин должен полировать кровь. И ребенка с заиканием надо закалять в переживании невротических состояний, даже если будут какие-то небольшие рецидивы. Оберегать его от реальной жизни — это не способ профилактики и лечения заикания. Потому что первая трудная ситуация вернет проблему на место. Вот это я особенно хотела сказать родителям!
Какие бывают виды заикания?
— Сейчас заикание представлено двумя основными видами. Первый — это органический, или неврозоподобный. Второй — функциональный невротический. Функциональное — это невроз, логоневроз. У подростков и взрослых обязательно бывают логофобии, то есть страх речи. И такое заболевание имеет волнообразное течение: человек то хорошо говорит, но плохо. Когда возбуждается сильно — плохо говорит, успокоился — получше. С возрастом это имеет тенденцию к угасанию. А вот органическое заикание отличается стабильностью. Ребенок с органическим заиканием будет всегда одинаково говорить, независимо от того, волнуется он или нет, в какой ситуации он находится.
Локализация запинок, или, по-другому, судорог, бывает в трех отделах речевого аппарата: артикуляционном, голосовом или дыхательном — это там, где расположены трахея, бронхи, легкие. Самые тяжелые формы заикания — дыхательные. Потому что дыхание — это то, с чего начинается речевой акт. Менее тяжелые — голосовые. И более легкие — артикуляционные. Бывает и смешанный вариант, когда есть все три вида запинок. То есть все три аппарата могут быть не в порядке, когда они в судорожном состоянии.
Источник
На личном опыте: Митя Фомин о том, как победить заикание
— Тема этой колонки особенная. Я ее не придумывал, редакция ее не предлагала, она родилась из ваших просьб. Уже несколько лет мне на почту и в социальные сети приходят письма и сообщения, в которых разные люди делятся своими историями. О том, что их волнует, что мешает жить, препятствует карьере, не дает свободно общаться.
Мне 22. Мне 17. Мне 31. Моему мужу 44, — читаю я в письмах. — Я хотел стать работником спецслужб. Я артист. Я продавец. Я домохозяйка, — пишут люди.
Они разного пола, возраста, социального статуса и внешне не отличаются от других.
Я заикаюсь с детства. Не чувствую себя полноценным человеком. Я испробовал все. Что мне делать? Как вы от этого избавились? — все письма, как правило, заканчиваются одинаково.
У этих людей логоневроз (нарушение плавности речи, заикание). Заметив, что мне удалось добиться положительных результатов в борьбе с этой особенностью, они просят поделиться личным опытом.
Я буквально выплевывал из себя слова
Я не понаслышке знаю, какое это испытание, когда ты, обладая всеми средствами общения: ясностью мысли, знанием родного языка, мимикой, жестикуляцией, имея поставленную задачу, не можешь объясниться.
В дошкольные годы по воскресеньям родители посылали меня за сдобным тестом в кулинарию «Аленка» на улице Богдана Хмельницкого в родном Новосибирске. С замиранием сердца я стоял в длинной очереди, ведь мне предстояло буркнуть мимолетом, за чем я пришел. Казалось бы, ничего не значащая фраза «Мне полкило сдобного теста» для меня была равноценна переходу в потусторонний мир. Но вот моя очередь подходила, я еле выплевывал из себя слова и выбегал, провожаемый пристальными взглядами примолкнувшей толпы. Уже в школе невыносимо сложно было представить, что тебя вызовут к доске и заставят что-то рассказывать.
Между мной тем и мной теперешним огромная разница. Но у меня нет абсолютных ответов на вопросы, которые мне задают. Потому что до сих пор не известно, откуда берется заикание, оно сложно лечится и практически никогда не исчезает. Люди порой с незаурядными способностями не могут проявить себя в сферах, которые связаны с необходимостью качественного звукоизвлечения. Помните начало гениального фильма «Король говорит»? Когда на молодого, статного, блистательного, но заикающегося монарха Георга VI возложена его первая королевская миссия — объявить британскому народу по радио о начале Второй мировой войны? Блестяще сыгранная Колином Фертом роль демонстрирует нам полную неспособность взрослого, трезвого, умного, образованного человека произнести заранее написанную и отрепетированную речь.
Логоневроз никак не связан с умственными способностями человека. Это сложное расстройство, которое проявляется в нарушении нормального ритма речи, неожиданных паузах или повторениях отдельных звуков. Все это — следствие непроизвольных судорог органов артикуляции, которые и порождают трудности устного общения. Непроизвольного — потому что судороги происходят в момент эмоционального всплеска, их невозможно сдержать с помощью прямого физиологического воздействия. Вы наверняка замечали, что даже люди, не страдающие заиканием, порой заикаются, когда очень возбуждены. Это происходит потому что речь произносится с гораздо меньшей скоростью, чем формируется мысль. В результате возникает нагромождение психомоторных импульсов, которые несут информацию, и человек просто не успевает ее озвучивать.
Если с компьютера одновременно подать на принтер несколько разных команд о запуске печати и, не дождавшись их выполнения, еще одну и еще, то в конце концов принтер не справится с количеством задач и просто выдаст жеваную бумагу, на которой невозможно ничего прочитать. Так же с нашими мыслями и, соответственно, речью. По моим наблюдениям, к заиканию более склонны люди с импульсивной, холерической натурой, торопящиеся что-то сделать. Неспособность их нервной системы вовремя упорядочить все процессы и выдает речевой сбой.
Ученые до сих пор спорят, болезнь это или глубокая привычка. Это не просто физический дефект, это очень сложная, комплексная проблема, которая лежит в плоскостях физиологии, психологии, социальной адаптации. Решение возможно только при систематическом воздействии: когда вы работаете с логопедами, психологами и обязательно — сами над собой. Я поделюсь собственными наблюдениями, которые помогли мне справиться с этим.
Нет ничего проще, чем один раз решиться и все изменить
Не существует суперметодики, которая может помочь конкретному человеку, а тем более всем людям. Результат зависит только от вас, и только вы способны изменить ситуацию. У меня есть теория: любой человек в течение жизни делает то, что ему приятно или его устраивает, поэтому я не приемлю разговоров о том, как надоела работа или замучила жена. Этими словами мы просто оправдываем себя в глазах других. Когда здравомыслящий и свободный человек испытывает в чем-либо дискомфорт, однажды он говорит этому явлению «стоп». Конечно, вы не перестанете тут же есть гамбургеры, курить или заикаться, но заставьте себя остановиться хоть на мгновение.
Скажите одно предложение без единой запинки, без пауз. Завтра их будет уже два, затем — три фразы, и процесс пойдет. Вы наверняка знаете исторический пример Демосфена, который после неудачного публичного выступления, будучи высмеянным, враз решил изменить свое будущее. Говорят, он разговаривал с набитым морскими камешками ртом, во время бега и подъемов в гору, таким образом укрепляя голос.
Действие, отягощенное дополнительной нагрузкой, перестает быть источником раздражения: если вы каждый день бегаете с утяжелителями на руках и ногах, то через некоторое время бег без веса покажется легкой прогулкой. Не знаю, насколько были действенны приемы Демосфена. Но результат известен — это выдающийся представитель греческой риторики и самый известный политический оратор. Нет ничего проще, чем один раз решиться и все изменить.
К каждому сердцу своя отмычка
В привычной ситуации практически никто не заикается. У каждого человека есть так называемая мной дельта комфорта, которая защищает его от нежелательного общения. Подумайте, что вам мешает говорить, а что наоборот помогает? Это могут быть конкретные ситуации или настроение, или окружение. И старайтесь создавать вокруг себя комфортную среду.
Я, например, интуитивно понимаю, что в той или иной компании разговор не заладится, и просто не ввязываюсь. Правда, это понимание пришло лишь с опытом. Очевидно, речевой аппарат настолько остро завязан на внутренних мозговых процессах, что раньше тебя показывает, как сложится ситуация. Если человек располагает к себе, речевой аппарат расслабляется, и вы говорите нормально. Если мозг посылает сигнал, что собеседник «инороден» твоему состоянию или пересек допустимую дельту комфорта, мы моментально зажимаемся. Формируя мнение о людях, можно верить и собственной речи — это заложено в нас на уровне безусловных рефлексов и интуиции.
Интересный факт про моего любимого писателя, автора книги «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэрролла, который тоже заикался: наиболее комфортно он чувствовал себя в компании маленьких девочек, его застенчивость вмиг исчезала. У него было более 100 подруг, причем он прерывал эту дружбу, как только девочки становились взрослее. Многие девушки оставили после себя мемуары, но ни одна из них, как и ни один биограф писателя, ни словом не обмолвились о том, что эти связи могли носить сексуальный характер. Очевидно, Льюис действительно комфортно чувствовал себя среди детей, а одной из девочек — дочери декана Оксфорда, в котором Кэрролл преподавал математику, Алисе — он посвятил свое бессмертное произведение.
Поощрение вниманием тщетно
Большое значение имеет отношение окружающих к вашей особенности. Некоторые проявляют чрезмерное внимание к заикающимся, пытаются проговорить за них сложные слова или слишком участливо слушают, не сводя пристальный взгляд, но при этом только нагнетают обстановку. Заикающийся пытается предвосхитить ожидание тех, кто его слушает, и торопит сам себя. Чем больше его ждут, тем больше он напрягается и в итоге заикается — это порочный круг. Особенно внимательным следует быть с детьми: некоторые взрослые часто жалеют заикающихся детей, ведь у них и так проблемы в школе и с друзьями. А дети легко к этому привыкают. Людям нравится внимание.
Над юным Брюсом Уиллисом смеялись одноклассники, но дома родители сознательно не замечали его дефекта речи. Они воспитали в ребенке настолько здоровое отношение к ситуации, что в какой-то момент он просто решил: заикание станет его «фишкой».
Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь. Я думал: ладно, я заика. Зато я могу рассмешить вас, так что вы об этом забудете. Этакий фокус. (Из интервью Брюса Уиллиса для Esquire, 2016 год).
Брюс Уиллис
В 8 классе Уиллис сам напросился в школьный спектакль, чтобы, по его словам, не чувствовать себя неполноценным, и — о чудо! — во время игры на сцене, притворяясь кем-то другим, он не заикался! То же самое происходило перед камерами и с оскароносной Джулией Робертс, которой заикание не помешало стать одной из самых успешных и любимых драматических и комедийных актрис. Джулия Робертс
Не бойтесь быть артистичными, раскрашивайте ваш монолог, рассказывайте истории в лицах, меняйте голоса, проигрывайте многочисленные образы. Превращение в другого человека позволит вам преодолеть собственную внутреннюю скованность. А потом, вдруг именно на эту речевую особенность опирается вся ваша харизма?
Только громкий, глубокий, уверенный голос неуязвим
Люди, которые заикаются годами, начинают стесняться своего голоса: говорят глуше, тише, закрываются и прячутся. Но скованность и стеснение, робость, боязнь говорить — это всего лишь последствия заикания. От них избавиться легче, чем от самого дефекта речи. Люди становятся необщительными, чтобы не демонстрировать свои особенности, в то время как действовать нужно прямо наоборот. Практиковаться, заставлять себя общаться, говорить громко, медленно, связанно, занять активную позицию — делать все, чтобы чаще говорить на людях.
Я постоянно делал себе такие вызовы — раз за разом выходил на сцену. Надо отдать должное создателям группы Hi-Fi — Эрику Чантурия, Павлу Есенину, Алене Михайловой и Максиму Швачко: они не видели в этом никакого дефекта и тем самым не оставляли мне шанса на разоблачение.
Я выходил на сцену каждый день, без всяких логопедов, оказывался в стрессовой ситуации и каждый раз повторял себе: «Это была твоя мечта. Этим людям не интересны твои проблемы — им интересно только то, что ты скажешь сейчас и затем споешь».
И это, оказывается, не так сложно: как только ты выходишь на сцену, пропевашь четкую по ритмике песню, слышишь собственный голос, который опирается на динамику микрофона, твой речевой аппарат начинает работать иначе. После песни это состояние автоматически пролонгируется на период общения с публикой — конферанса. Только громкий, глубокий, уверенный голос неуязвим. Поверхностный, тихий и неуверенный вас обязательно подведет.
Многие публичные люди заикаются, но умело это скрывают
Некоторым удается удачно маскировать заикание — используя акценты на определенные слоги, паузы, имитирующие задумчивость или, наоборот, импульсивность натуры. А тем самым они просто помогают своей речи быть более плавной. В ряде случаев это работает! Вы удивитесь, если узнаете, как много публичных людей заикается, но умело это скрывают. Однако скрывать заикание и не заикаться — это разные вещи. Рассказывают, что Мэрилин Монро, решив в возрасте 11 лет стать актрисой, на протяжении трех лет ежедневно тратила по несколько часов на различные упражнения. Уже будучи взрослой, она выработала особую технику дыхания, которая позволяла ей скрывать заикание. Хотя полностью избавиться от этого дефекта речи ей так и не удалось. Мэрилин Монро
Мечтать, планировать, достигать
Лучшая импровизация — многократно и хорошо отточенная. С легкостью рассказанная известным юмористом шутка всегда заранее заготовлена, а ведь юмористы хорошо владеют своей речью. Каждое слово, каждое предложение нужно продумывать и готовить всем, а тем более людям, которые имею дефект речи. В наших силах менять темпоритм, физику проживания в каждом отдельном моменте. Возьмите время, чтобы сформировать мысль про себя до конца, выстройте в уме предложение, рассчитайте комфортный интервал речи. Для заикающихся людей особенно важно четкое планирование: любая бессистемность, непредсказуемость может застать их врасплох.
Известно, что Уинстон Черчилль, один из лучших ораторов XX века, вдохновлявший своими речами британцев в тяжелые военные годы, часами оттачивал собственные речи, репетируя перед зеркалом, специально прорабатывая жесты и мимику. Сам он характеризовал себя как человека с дефектом заикания, хотя некоторые считают, что он специально прибегал к этому приему, как сценическому, чтобы удивлять слушателей. Вот и думайте. А некоторые страдают. Уинстон Черчилль
Нина — это наше все
В моем случае особую роль сыграло пение. Когда ты поешь, ты существуешь в определенных ритмических обстоятельствах, связываешь буквы в слова посредством техники пропевания, и это исключает возможность появления той самой судороги — причины заикания. Изменения вокальной мышцы в момент пения как бы синхронизируются с внутренним ритмом человека, речь приобретает нормальную плавность.
2-3 раза в неделю я обязательно занимаюсь вокалом с преподавателем Ниной Савицкой. Она профессионал с 25-летним стажем, войс-продюсер, член жюри и педагог по вокалу телепроектов «Фабрика звезд», «СТС зажигает суперзвезду», «Главная сцена», номинант премии «Грэмми». С ее помощью я продолжаю учиться овладевать собственным голосом. Нина Савицкая
Натренированные голосовые связки более податливы, и это влияет на плавность речи. Как правило, мы не чувствуем прямой связи между напряжением вокальной мышцы (она слабочувствительна) и извлеченным звуком, как прослеживаем ее, например, между поднятием штанги и ростом бицепса. Мы не видим и не чувствуем, какую часть голосовых связок нужно сократить, чтобы взять фа диез первой октавы.
Но тренируя мышцы посредством упражнений, мы постепенно начинаем контролировать процесс звукоизвлечения. Наработанные нейронные связи помогают сформировать нужный звук, закрепить этот навык, и со временем мы уже извлекаем его осознанно и мгновенно. Ведь не зря даже лучшие актеры и дикторы телевидения, профессионалы с многолетним стажем, делают различные упражнения годами и десятилетиями, не оставляя себе шанса ошибиться в прямом эфире или на съемочной площадке. Все их приемы для заикающихся людей большое подспорье.
Я никогда не был подвержен смущению
Возможно, мне удалось добиться результатов еще и потому, что я никогда не был подвержен смущению, робости или излишней молчаливости. У меня не было проблем с общением, я рос активным ребенком, был лидером, всегда был уверен в себе, старался быть на виду.
Мой двоюродный дядя — народный артист России, актер Борис Хмельницкий — тоже заикался, но робостью не отличался никогда, и уже в детстве мог за себя постоять, прямо двинув в глаз тем, кто решит над ним подсмеиваться. Он даже поначалу думал, что эта особенность сделает актерскую карьеру для него несбыточной мечтой. Но окончательно его сомнения развеял известный гипнотизер, телепат и артист начала-середины XX века Вольф Мессинг. Как признавал сам Борис, помог Вольф, конечно, не избавлением от недуга, а правильными установками — об этом я уже говорил ранее. И, конечно, на сцене у Бориса с речью было все отлично.
Любым способом выигрывайте время
Мне всегда помогало здоровое чувство юмора: с самого начала разговора проще всего сказать что-то на отвлеченную тему или пошутить, не затрагивая основной предмет встречи. Вспомните о погоде, собаке, новом клипе Стаса Михайлова, американском президенте или о том, что вас никогда не касалось. Юмор — универсальный язык, который моментально подхватывается, люди редко не шутят в ответ. И когда дельта комфорта преодолена, а пиковая точка внимания к вам пройдена (ведь именно момент максимального внимания к собственной персоне так важен для заикающихся), собеседник отвлечен, можно начинать основной разговор. Выигрывайте время — оно ваш главный союзник. Митя Фомин
Всегда проще жить, если ты никому ничего не доказываешь
Самоутверждение в любой из сфер человеческой деятельности становится подспорьем в борьбе с заиканием. Общеизвестна закономерность: если человек успешен в какой-то одной деятельности, то он предположительно становится успешен и в других областях. Сегодня я смотрю какие-то видеоинтервью Hi-Fi и вижу, что заикался достаточно серьезно. Конечно, с приходом к группе успеха осознание собственной значимости в своих глазах и глазах других людей сделало меня более расслабленным. Тебе проще жить, если ты никому ничего не стараешься доказывать. У меня появилось ощущение собственного тела, пластики, динамики, значимости, все это помогает планировать и заканчивать собственную мысль.
Сегодня люди становятся гораздо терпимей к различным проявлениям друг друга, чем даже в моем детстве, с одной стороны, и циничней, равнодушней, с другой. Сегодня считается нормальным не думать об окружающих и концентрироваться на себе. Мне кажется, это единственно верное решение — ничего, кроме поощрения и роста в собственных глазах, оно не принесет. Оставайтесь уверенными в себе, работайте над собой, становитесь хозяевами собственной жизни, а не чужих мнений, и тогда у вас все будет в порядке, вне зависимости от того, заикаетесь вы или нет.
Источник