Как помочь ребенку избавиться от навязчивых движений

В современном мире с его ускоренным ритмом жизни становится больше и больше людей, страдающих различными невротическими расстройствами. Неврозы – это практически бич двадцать первого века, и, к сожалению, с каждым годом они «молодеют». Всё чаще загруженность в школе и на дополнительных занятиях, хроническая усталость, стрессы и многие другие факторы способствуют развитию невротических расстройств у детей и подростков. Одно из таких заболеваний – невроз навязчивых движений.

Синдром навязчивых движений входит в целую группу неврозов, объединённых понятием обсессивно-компульсивное расстройство личности.

Обсессивно–компульсивное расстройство – это расстройство психики, характеризующееся одержимостью навязчивыми состояниями (мыслями, фобиями, воспоминаниями, сомнениями, действиями). Больной постоянно находится под гнётом тревожных мыслей и страхов (обсессий). Например, ребёнок панически боится заразиться какой-нибудь страшной смертельной болезнью или ему кажется, что он своими мыслями может причинить кому-то вред, либо он не может спокойно выходить из дома, потому что считает, что тогда обязательно что-нибудь случится. Тревога нарастает, довлеет, и тогда, чтобы как-то разрядиться, больной совершает какие-то действия (компульсии), которые, по его мнению, должны предотвратить то или иное событие: постоянно моет руки; плюёт через левое плечо и стучит по дереву при каждой «дурной мысли»; перед выходом из дома расставляет вещи на столе в определённом порядке. Для навязчивостей характерны их цикличность и непроизвольность (они имеют чуждый больному характер, он не хочет, чтоб они появлялись, борется с ними). Борьба (компульсия) может быть прямой (как в случае с мытьём рук), то есть направленной непосредственно против страха (боюсь заразиться – мою руки, убиваю микробов) и косвенной, не связанной со страхом по своему смыслу (перед выходом из дома досчитать до десяти и провернуться на одной ноге против часовой стрелки). Такие компульсии называются ритуалами.

Читайте также:  Как избавиться дома от мухоловок

Синдром навязчивых движений у детей также проявляется в непроизвольных, часто повторяющихся действиях. Это может быть:

  • гримасничание;
  • причмокивание, покашливание, щёлканье пальцами или суставами;
  • накручивание волос на палец;
  • подёргивание щекой;
  • обгрызание карандашей, ручек, ногтей;
  • сосание пальца;
  • выдёргивание волос;
  • расчёсывание кожи;
  • взмахи руками;
  • подёргивание плечами и прочее.

Трудно перечислить все возможные двигательные навязчивости, они достаточно вариативны и индивидуальны. Некоторые из них можно перепутать с нервными тиками, но в отличие от тиков, которые вызваны автоматическим сокращением мышц и не поддаются контролю, навязчивые движения возможно (хоть это и не просто) подавить усилием воли.
Кроме того, как говорилось выше, существуют так называемые защитные ритуалы, которые со стороны выглядят как странные привычки. Например, ребёнок обходит все препятствия с определённой стороны, складывает тетради в рюкзак только левой рукой, перед тем, как лечь спать, определённое количество раз прыгает на одной ноге и т.д. Характер таких «обрядов» может быть очень сложным.

Также детям, страдающим обсессивно-компульсивным расстройством, свойственно патологическое стремление к порядку, чистоте (бессмысленное перекладывание предметов с места на место, частое мытьё рук).

Навязчивые движения (действия) вызваны психоэмоциональным дискомфортом, они направлены на то, чтобы утихомирить тревогу.

Причины навязчивых движений

К синдрому навязчивых движений предрасположены застенчивые, боязливые, тревожно-мнительные, чрезмерно впечатлительные, неуверенные в себе дети. Причинами развития невроза могут стать следующие факторы:

  • стрессы;
  • хроническая усталость;
  • психологические травмы (конфликты родителей, неблагополучная семья, потеря близкого человека или домашнего питомца, переезд на новое место жительства, смена детского сада или школы и т.п.);
  • появление в семье ещё одного ребёнка;
  • диктаторское воспитание или же, наоборот, чрезмерная вседозволенность;
  • завышенные требования родителей и невозможность им соответствовать;
  • строгое религиозное воспитание;
  • наследственность;
  • некоторые заболевания (туберкулёз, мононуклеоз, вирусный гепатит, корь)
  • органические поражения головного мозга;
  • черепно-мозговая травма.
Читайте также:  Как избавится от блох дома народным способом

Диагностика синдрома навязчивых движений у детей основана на жалобах родителей и наблюдении за пациентом. Для постановки точного диагноза необходимо пройти неврологическое, психиатрическое обследование, а также психологическое тестирование.

Лечение синдрома навязчивых движений у ребёнка

Если не придавать значения «странным или дурным привычкам» и ничего не предпринимать, качество жизни ребёнка с синдромом навязчивых движений ухудшается. Он может физически навредить себе: расчесать руки в кровь, вырвать клок волос и т.п. Кроме того, рано или поздно может наступить моральное истощение, ведь жить в постоянной тревоге и страхе очень тяжело и для взрослого человека, что уж говорить о неокрепшей детской психике. Такое положение вещей чревато нервными срывами, депрессиями, проблемами с социальной адаптацией, замкнутостью. Часто ребёнок становится заложником собственных ритуалов. Со временем они могут разрастаться, что делает жизнь попросту невыносимой.

Сложность лечения синдрома навязчивых движений у детей заключается в том, что в раннем возрасте они не способны адекватно оценивать своё состояние. То есть взрослый человек с обсессивно-компульсивным расстройством в 80% случаев осознаёт иррациональность своего поведения, бессмысленность и бесполезность своих же ритуалов, понимает, что с ним что-то не так, и рано или поздно сам идёт к специалисту. Ребёнок же не может понять и проанализировать, что с ним происходит.

Если вы замечаете, что ваш ребёнок часто и непроизвольно совершает какие-либо движения (действия) или имеет странные привычки, необходимо внимательно пронаблюдать за ним, постараться самостоятельно выявить причины подобного поведения. Очень часто причиной синдрома навязчивых движений у детей являются конфликты родителей. Ребёнок, страдающий неврозом, подсознательно пытается привлечь внимание окружающих к имеющейся у него проблеме. Самое главное — определить психотравмирующий фактор и устранить его. Для начала нужно наладить психологический климат в семье, постараться минимизировать конфликтные ситуации и обеспечить ребёнку спокойные, комфортные условия жизни. Очень важно не ругать за навязчивые движения, помнить, что это не баловство, не блажь и не протест. Это расстройство психики, и ребёнку нужна помощь. В тех случаях, когда у родителей не получается своими силами выяснить, чем вызваны навязчивые движения у ребёнка, им следует незамедлительно обратиться к медицинскому или детскому психологу.

Для устранения синдрома навязчивых движений у детей психологи в нашем Центре используют методы игровой, песочной терапии, сказкотерапии, арт-терапии. Кроме того, обязательно проводится консультирование родителей по созданию психологически комфортной для ребенка обстановки в семье и по необходимости коррекция стиля воспитания (если эти факторы легли в основу детского невроза). Такой подход помогает быстро снять повышенную тревожность, нейтрализовать последствия психотравмы (если она была), научить ребенка справляться со стрессом более конструктивным способом, повысить адаптационные ресурсы. При получении своевременной поддержки специалиста синдром навязчивых движений снимается в сжатые сроки и уходит без следа.

Запишитесь на консультацию детского психолога по телефону (812) 642-47-02 или оставьте заявку на сайте.

Источник

Как помочь ребенку избавиться от навязчивых движений

В центре глубинно-психологической терапии навязчивостей лежит тезис о том, что в симптоматике данной патологии проявляется защитная работа Я, направленная на достижение компромисса между импульсами-влечениями Оной ограничениями Сверх-Я. В психотерапевтическом процессе, который всегда начинается с построения доверительных отношений (Strunk), особое значение имеют следующие особенности пациента:
• в преморбидном периоде — тормозимость при контактах и в проявлениях чувств;
• роль навязчивых действий как факторов, уменьшающих страх;
• часто выявляемая взаимосвязь с сексуальными проблемами;
• нередко четко проявляющиеся агрессивные компоненты навязчиво-стей;
• склонность к разрыву межчеловеческих отношений, часто приводящая к противоречию между описаниями пациента и реальными условиями;
• затрудненный доступ пациента к миру собственных чувств.

Нередко эти особенности существенно затрудняют процесс терапии. Ввиду тормозимости пациента рекомендуется при его лечении использовать гештальтные и креативные элементы, например рисование, моделирование, «сны наяву». Часто только таким путем пациент может получить доступ в мир собственных переживаний. В психотерапии подростков всегда играет также роль аспект практической жизни. Подростки нередко спонтанно вырабатывают копинг-стратегии, чтобы с их помощью лучше уживаться со своими страхами и навязчивостями, т.е. уменьшать степень страдания и в известной мере социально адаптироваться.

При лечении, которое должно проводиться особенно осторожно, рекомендуется совместно с пациентом добиваться понимания уже имеющихся копинг-стратегий, которые здесь отчасти идентичны симптоматике, использовать их с целью постепенной модификации, например навязчивого мытья рук, связанного со страхами заразиться опасной болезнью.

Технические приемы терапии в каждом случае ориентируются на возраст, состояние развития, когнитивные и эмоциональные возможности пациентов, а также их семей. В детском возрасте на первом месте стоят невербальные методики, особенно игровая терапия и использование других творческих возможностей. Таким путем можно добиться необходимого доверия пациента и вместе с тем получить представление о структуре защитных механизмов.

Ребенок с навязчивостями может в поддерживающей и защищающей терапевтической ситуации приобрести опыт избавления от агрессивных импульсов без наказаний со стороны взрослых. Он научается видеть свои внутренние потребности и выражать их в социально приемлемой форме.

К подросткам шире, чем к детям, можно применять вербальные методики. Существенную роль в практике глубинно-психологической разговорной терапии играют поведение терапевта, манера беседы; содержание, способы возникновения и функции навязчивых расстройств, а также типично возрастные проблемы и конфликты.

В поведении терапевта должны постоянно отражаться понимание и принятие им симптомов навязчивостей. Это помогает пациенту без заниженной самооценки признавать и не «отделять» свою собственную симптоматику как один из ограниченных во времени элементов своей личности. Доброжелательное отношение, особенно к симптомам навязчивостей, вопринимаемым отчасти как лишенные смысла, побуждает подростков сообщать обо всех таких симптомах, причем нередко лишь при этом выясняется степень их связи с разными сферами жизни.

Целесообразно также ознакомить пациента с теориями возникновения и функциями навязчивых состояний с целью ясно показать ему, что в его случае речь идет не о единичном феномене и что в принципе существуют терапевтические возможности успешного воздействия на навязчивости. В связи с этим можно, например, вместе с пациентом прийти к осознанию того, что определенные навязчивые действия выполняют функцию торможения прорывов импульсивных влечений, противоречащих здравому смыслу.

Скажем, с помощью навязчивого мытья рук отрицается и тормозится удовольствие быть испачканным в буквальном или переносном смысле, а за чрезмерной заботой о здоровье членов семьи скрывается стремление устранить направленные против них агрессивные влечения и т.п. Последний пример показывает также, что в симптоматику навязчивостей часто оказываются вовлеченными родители и сибсы, и от этого они могут иногда страдать больше, чем сами пациенты. Поэтому на определенных этапах подключаются методы семейной терапии.

Динамические аспекты влечений, большей частью неосознаваемые, при навязчивых расстройствах следует подвергать терапевтическому воздействию с особой осторожностью, их никогда не нужно критиковать и недооценивать. У подростков они часто связаны с типично возрастными проявлениями (сексуальность, отделение от родительского дома, стремление к самостоятельности, успехи в школе и в профессиональной деятельности). Особое значение для подростков приобретает проблема автономности.

Значение конфликта автономии проявляется в том, что пациенты с их специфичной для навязчивостей личностной структурой пытаются рабски следовать терапевтическим правилам, но, с другой стороны — из-за сильного стремления к автономии — бойкотируют лечение и активно противостоят ему, недооценивая свое состояние. Наконец, подавленное стремление к автономии у подростков может проявляться в виде агрессивных и антисоциальных импульсов и переноситься на терапевта.

Все психоаналитики единодушны в том, что эта фаза неуправляемой и неконтролируемой агрессии составляет необходимую переходную стадию на пути к личностной автономии и к устранению навязчивостей, которую терапевт должен выдержать (Quint).

Несмотря на детально разработанные теории феномена навязчивостей и многочисленные работы по их лечению на основе психоаналитических представлений (например, Benedetti), для обсуждения предлагаются также методы поведенческой терапии, особенно в случаях навязчивых действий.

Методы поведенческой терапии навязчивостей у детей и подростков

Эти методы основаны на представлении о навязчивых симптомах как результатах научения. А это означало бы возможность с помощью надлежащих процессов добиться переучивания. Современная поведенческая терапия явно проистекает из ранее относительно изолированно применявшихся методов, ныне оцениваемых как механистичные. Наряду с рассмотрением исключительно связей «стимул—реакция» в настоящее время анализируется во всей ее сложности структура условий, влияющих на возникновение, поддержание и, наконец, излечение симптоматики (Hand).

Некоторые методы поведенческой терапии следует упомянуть, так как они четко демонстрируют принципы этого рода терапии и все еще имеют определенное практическое значение.

Аверсивная терапия (научение избеганию) навязчивостей у детей и подростков

При проявлениях навязчивостей применяются аверсивно действующие раздражители. В литературе описаны различные случаи позитивных результатов таких воздействий на синдромы навязчивостей (чаще всего изолированных).

В настоящее время их если и применяют, то лишь совместно с другими методами в рамках широкой терапевтической концепции, которая может не иметь преимущественно аверсивного характера.

Негативные упражнения (насыщение) при навязчивостях у детей и подростков

С помощью этого метода пытаются добиться эффекта насыщения путем многократного (до усталости) повторения навязчивых действий. По механизму действия метод близок к парадоксальной интенции и с успехом используется при навязчивостях моторного типа.

Остановка мыслей при навязчивостях у детей и подростков

Этот метод, предложенный Тэйлором (Taylor), успешно используется при феноменах идеаторных навязчивостей, вызываемых страхом (навязчивые мысли, опасения и т. п.). При этом пациенту предлагается выразить свои навязчивые мысли вербально, а терапевт прерывает пациента с помощью криков или неприятных громких звуков. В связи с развитием новых методик поведенческой терапии три названные выше методики изолированно уже не применяются.

Систематическая десенсибилизация с помощью методов, уменьшающих страх

Этот способ успешно применяется еще и сегодня, особенно при навязчивостях, вызванных страхами, и фобиях. Основа этой методики — тесная связь между страхами и синдромами навязчивостей, на которую указывает теория научения. При этом пациенты переживают симптоматику навязчивостей как уменьшающую страх. Причиной навязчивостей оказываются страхи, нередко фобии. Отсюда следует, что при лечении первично осуществляется воздействие на страхи, а не на синдромы навязчивостей (см. Niebergall, Weber).

Конфронтация и подавление реакций

Этот метод, разработанный Мейер (Meyer), состоит в следующем. После подробного ознакомления с теориями научения и с опытом практического применения этого метода, а также общей психотерапевтической подготовки пациент вначале вступает в конфронтацию с ситуацией, которая вызывает у него появление навязчивостей. При этом, как правило, возникает массивный страх, который должен контролироваться совместно терапевтом и пациентом. По мере учащения конфронтации с такой ситуацией реакция страха ослабевает.

Поскольку негативных последствий не возникает, появляется чувство, что ситуация может быть преодолена. При этом пытаются вначале выявить стратегии преодоления, применявшиеся самим пациентом, выбрать из них те, которые с наибольшим успехом можно применить для преодоления навязчивостей и целенаправленно использовать в терапии (см. статью на сайте с описанием случая из практики).

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология»

Источник

Оцените статью