Как избавится от злопамятства

Как бороться со злопамятностью? Взгляд аввы Дорофея

Сегодня мы поговорим о том, как Авва Дорофей, монах и автор духовных наставлений, которые очень ценились и почитались христианами его времени и последующих веков, советует бороться со страстями и преодолевать конфликты. Его советы удивительно просты и при этом очень действенны. Мне осталось рассказать о том, как он учит бороться со злопамятностью, самой последней стадией конфликта и одной из самых опасных и трудноискоренимых страстей.

В предыдущей записи я остановилась на том, как преодолеть гнев, причем гнев внутренний, который чаще всего даже не замечается нами. Но при этом он не дает нам простить, примириться, вернуть мир и покой в свою душу… Когда мы с пастором Сергеем в прямом эфире передачи «Надежда для души» размышляли над советами аввы Дорофея, мы делились радостным открытием, которое сделали с его помощью. Что справиться даже с такого рода гневом вполне возможно. И это не требует каких-то титанических усилий. Впрочем, вы можете прочитать об этом в предыдущем материале.

Итак, человек справился с гневом, простил своего обидчика, сам попросил у него прощения — «поклонился ему искренним поклоном прощения», этим проявив и любовь, и уважение, и показав искреннее желание примириться. Тогда, как говорит Авва Дорофей, «кровоточащая рана страсти (в данном случае гнева), образовавшаяся в его собственной душе, будет уврачевана».

Но далее он пишет, что и здесь остается опасность. “Иной сделав поклон, исцелил этим гнев, — продолжает авва Дорофей, — …была у него рана, и он приложил пластырь Но она еще не совершенно зажила”. Она пока только затянулась, но от малейшего прикосновения рана возобновляется. И тогда “огонь” раздражения и гнева может перегореть в “золу” злопамятности.
Злопамятность, много ли мы думаем об этом? Авва Дорофей объясняет, что злопамятность опасна тем, что в ней нет столь остро переживаемого смятения или раздражения, которое нельзя не заметить. Наоборот, в ней всегда сохраняется “ровный” фон болезненной ненависти. К ней человек легко может привыкнуть, совершенно не замечать ее, даже совсем не помнить, вроде бы забыть неприятное прошлое. Но как только «на горизонте» появится тот, кто явился предметом этой “злой памяти”, она сразу же даст о себе знать…
Такую страсть, ставшую уже привычной частью тебя самого, труднее всего изгнать из своей души. И здесь авва Дорофей прямо предупреждает, что это обычная трудная борьба с привычкой, когда необходимо постоянное неусыпное внимание к себе (к своим мыслям и чувствам), чтобы противостоять ей. Усилия против злопамятности заключаются в старании “не питать ни одного помысла в сердце своем…”. О том как это сделать он рассказывал раньше, когда объяснял как преодолеть конфликт на самых ранних этапах. Он тогда говорил — молчать, молиться, замолчать даже внутренне…

Читайте также:  Что нужно принять при укусе клеща

Если продолжить предложенный им образ раны на теле человека, то злопамятность это слегка зажившая рана, зажившая лишь на поверхности. И вроде бы внешне все хорошо, и человек может даже не чувствовать боли, но где-то там под тоненькой кожицей затянувшейся на поверхности раны идет воспаление, гнойный процесс. Поэтому “…так должно подвизаться, — учит Авва Дорофей, — чтобы очистить совершенно и внутренний гной Молясь от всего сердца об оскорбившем…”.

Вот точное средство борьбы со «злой памятью», злопамятностью. Как остановить поток этих злых воспоминаний и мыслей? Молитвой! Но ведь об этом он уже говорил? И опять о том же самом? Да, о том же. Но есть и кое-что новое.

Авва Дорофей повторяет свои мысли о необходимости осознать безмерность Божьей любви к себе и к тому, из-за кого «в силу мелочных и ничтожных причин сердце наполнилось тьмой огорчения… лишилось света и радости любви Божией…». Осознать величие Господа Иисуса Христа и Его жертвы ради нашего спасения. Нашего спасения и спасения тех, кто так сильно ранил нас. Осознать величие каждого человека, носителя образа Божия. Даже если этот образ очень трудно разглядеть… Это сразу меняет перспективу, наши обиды (казавшиеся столь огромными) сильно уменьшаются в размерах и становятся ничтожными и мелочными. Я уже делилась тем как кардинально это меняет все. Есть ли сейчас, в его совете, посвященном борьбе с злопамятностью, что-то подобное? Да, есть.

Авва Дорофей пишет, что человек — «ставит себя перед судом Божиим…». И опять — это действительно кардинально меняет все. Ведь что стоит за злопамятностью? Мы оцениваем, осуждаем, выносим приговор (свой, внутренний, мы можем об этом никому не говорить, но мы его уже вынесли), помним об этом… Мы позволяем себе быть судьями и вершить свой суд. Авва Дорофей говорит — поставьте себя перед судом Божиим! Попробуйте, вы сразу почувствуете, как в одно мгновение все изменится.

Читайте также:  Чем вывести трупный запах крысы

Сразу вспоминается несколько мест из Библии. И притча о фарисее и мытаре. И книга Иова. И появляется мысль — еще неизвестно, кто (мы или наш соперники) будет более оправдан Богом. А еще вспомнились слова одного из моих любимых псалмов — Псалом 138: 23-24. Там несколькими стихами ранее Давид просит Бога покарать его врагов. А потом что-то происходит, видимо Господь что-то отвечает ему и происходит мгновенная перемена мыслей. Давид уже не о врагах говорит, а о себе самом : «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» .

Подумайте об этом. Попробуйте в сложных ситуациях, ситуациях ссоры, оби ды, давнего конфликта, трудностей с прощением… поставить себя перед судом Божиим. Это работает и помогает в самых разных ситуациях.

Итак, нам надо поставить себя перед судом Божиим, и посмотреть на ситуацию, на свои мысли и чувства, на свою «злую память», на величие Божьей любви и на то, что все мы являемся носителями образа Божия. Нам также надо вспомнить, что мы призваны молиться за тех, кто нас обижает и благословлять даже своих врагов. И … молиться!

“ Таким образом человек и молится за брата своего, а это есть знак сострадания и любви, — поучает авва Дорофей, — и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его: а где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?”

Помыслы, помыслы, помыслы… Еще одна иллюстрация происходящего в нашей душе от Аввы Дорофея

Авва Дорофей — опытный духовный наставник. Его цель — вооружить учеников знаниями, как проще победить искушение: “Вот, вы слышали, что такое начальное смущение и что раздражительность, что такое гнев и что злопамятность Посему и говорю вам: всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды…”.

Он знает, что объяснить что-либо на словах, особенно если мы говорим о внутреннем опыте сопротивления искушениям, очень трудно. А если у человека нет хотя бы сколько-нибудь похожего собственного опыта, то может быть даже совсем невозможно объяснить ему это. Он просто не поймет, о чем идет речь! Поэтому, рассказывая о процессе развития злопамятности в человеческой душе, авва Дорофей приводит разные иллюстрации, и берет для этого хорошо знакомые всем образы.
Так, первый этап конфликта — смущение — авва Дорофей сравнивает с раскаленным угольком, какой можно выгрести из догорающего костра. Даже самый крошечный тлеющий уголек может послужить причиной большого пожара: “Кто разводит огонь, тот берет сначала малый уголек: это слово брата, нанесшего оскорбление”. Погасить эту искру пока еще совсем нетрудно, да она и сама быстро погаснет, если не попадет в горючее вещество: “Если бы ты перенес малое слово брата твоего, то погасил бы, как я уже сказал, этот малый уголек”. Совет аввы Дорофея молчать и молиться как раз способствует этому. Но как часто вместо того, чтобы дать искре погаснуть самой, мы бросаем ее в легко воспламеняемый материал. Происходит очевидное и хорошо известное каждому из нас — от нее разгорится огонек (на первых порах еще слабый): “Если же будешь думать: «зачем он мне это сказал, и я ему скажу то и то, и если бы он не хотел оскорбить меня, он не сказал бы этого, и я непременно оскорблю его», — вот ты и подложил лучинки, или что-либо другое, подобно разводящему огонь, и произвел дым, который есть смущение”.

Итак, когда солома или дерево начали тлеть и дымиться от упавшей искры, но еще не воспламенились, это в образной системе аввы Дорофея — смущение: “оно начинает, как мы сказали, дымиться и бросать искры…”.

И дальше он соединяет свой образ с тем, что происходит в душе человека “…от сего самого стечения и, так сказать, столкновения помыслов согревается и разгорается сердце, и происходит воспламенение раздражительности…”. “Вот как происходит раздражительность… — продолжает он. — Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его…”. Мы можем смущаться словами или поведением человека. Но можем и сами смущать себя своими помыслами и мечтами об отмщении. И смущаться уже от этих своих же «смутительных и отомстительных» помыслов.

Итак, раздражение — это когда искру смущения раздувают и разгорающийся огонь снабжают “топливом”. Чтобы остановить эти «смутительные и отомстительные» помыслы, т.е. то самое топливо, что воспламеняет раздражительность, авва Дорофей говорит — замолчи!

На третьей стадии последует гнев: что же приводит к нему? “Если же ты продолжаешь смущать и смущаться, то уподобляешься человеку, подкладывающему дрова на огонь и еще более разжигающему его, отчего образуется (много) горящего уголья, и это есть гнев”. Все те же “дрова”, тот же горючий материал, подбрасываемый в тлеющее раздражение, приводит к тому, что “полыхнет” пламя гнева!

Что служит топливом для возгорания гнева? Из слов аввы Дорофея явствует, что “когда возгорится раздражительность, если он и замолчит, но будет продолжать смущаться и возбуждать себя, то он делается подобным тому, кто подкладывает дрова на огонь, и они горят, пока не образуется много горящего уголья”. Горючее гнева — все те же «смутительные помыслы, распаляющие в душе эту страсть».

Именно поэтому он и советует остановить эти «смутительные помыслы», а для этого — молчать и молиться, внутренне замолчать. Другие его советы также направлены на изменение наших мыслей, наших оценок. Очень помогает его совет поставить себя перед судом Господа, видеть и в другом человеке образ Божий и дать реальную оценку своим обидам, увидеть их мелочность пред величием Божьей любви…

К сожалению мы часто бываем очень невнимательны к себе, к своим мыслям и чувствам. Авва Дорофей показывает как эти наши мысли могут завести нас далеко. Так далеко, что выбираться оттуда нам будет очень сложно. Я решила рассказать и об этом, надеясь, что может быть это привлечет наше внимание к тому, что происходит в нашем сердце, поможет услышать свои мысли.

Надеюсь, вам (как и нам с пастором Сергеем) было интересно и полезно познакомиться с взглядами аввы Дорофея на конфликты и их развитие, на то как овладевают нашей душой страсти и как их побеждать, как преодолевать конфликты.

Источник

Почему злопамятный человек – это несчастная личность

В основе любого порока лежит исходно нормальное, но искажённое психическое явление. В случае злопамятности это цепкость памяти к неприятным и опасным объектам.

Твёрдое запоминание негативных впечатлений важно для выживания. В норме такие воспоминания не беспокоят человека и играют только практическую роль.

Если данный механизм гипертрофируется, становясь чертой личности, возникает перекос, который мы и называем злопамятностью. Это уже скорее плохо, чем хорошо для человека.

Корни проблемы в теле и психике

Основная причина злопамятности – сдержанная агрессия. В ответ на обиду организм рефлекторно выбрасывает протестную энергию, которая по каким-то причинам подавляется.

В результате злость остаётся внутри человека. Она уже рождена и существует, её не вернёшь в состояние потенциальной энергии.

Она сдерживается мышцами, образуя энергетические блоки, а также живёт в сознании. Под её воздействием люди, что называется, машут после драки кулаками, точат зуб, раздражая себя собственной враждебностью.

Конфликт, от которого мы уклонились, становится внутренним, что значит, вошедшим в повседневность. Этот конфликт будет оттягивать на себя внимание, время, жизненную энергию.

Почему мы так не любим критику и всегда ли это плохо? Как перестать на нее остро реагировать.

Как общаться со злопамятным

Если на вас долго держат обиду, а вам хочется восстановить хорошие отношения, воспользуйтесь советами:

  1. Иногда пострадавший ожидает одного слова: «прости». Извинитесь, если виноваты.
  2. Если этот человек дуется на вас, спросите его, как можно исправить ситуацию, какие его интересы ущемлены.
  3. Если вы попросили прощения, а человек по-прежнему обижен, оставьте его в покое. Некоторые обиженные хотят оставаться в позиции жертвывсегда.
  4. Если знакомый не хочет мириться, не переживайте, возможно, его злоба связана не с вами. Иногда, злопамятный проецирует на кого-то обиду, полученную им двадцать или тридцать лет назад.

Почему некоторым нравится обсуждать других людей. Как перестать интересоваться чужой жизнью и сосредоточиться на своей.

Злопамятность: хорошо или плохо?

Психология не даёт однозначного ответа на этот вопрос. Всё зависит от меры чувства.

Определённая степень злопамятности естественна. Если вам сделали гадость, не надо притворяться, что ничего не произошло.

Для профилактики злопамятности и мстительности надо уметь своевременно говорить НЕТ, давать оценку, высказывать согласие или несогласие по принципиальным вопросам.

Обычно злопамятность развивается у людей с такими качествами:

  • гордыня, ранимость, обидчивость;
  • слабость нервной системы;
  • комплекс неполноценности.

Типичными проблемами злопамятных людей являются:

  • высокая конфликтность, поскольку человек срывается на невиновных;
  • психосоматические гастриты, дуодениты и прочие болезни;
  • поведение жертвы;
  • зависимость от прошлого.

Концентрация на враждебности, постоянное недовольство людьми создаёт сильное психическое напряжение и деформацию личности по параноидальному типу.

Как перестать помнить зло

Ставьте цель освободиться от обид, позвольте образам, хранящимся в памяти, удалиться в прошлое. Почему вы должны зависеть от людей, которые о вас давно забыли?

Если остался подавленный гнев, надо его выразить. Есть много способов разрядки: арт-терапия, спорт, медитация, специальные техники, крик, избиение подушки и прочее.

Признайте свою склонность к злопамятности. Вероятно, вы помните оскорбления, нанесённые вам очень давно. Но это субъективно, а не объективно. Человек, на которого вы злитесь, изменился. Нередко мы в юности конфликтуем с кем-то, держим на него зло, думая, что это взаимно. Но когда встречаем мнимого врага, видим, что он относится к нам доброжелательно.

Вдохновитесь идеей прощения. Прощая кого-либо, вы избавляетесь от его негативного воздействия на вас. Известно много случаев исцеления прощением от тяжёлых болезней. Прощение освобождает от людей, живущих внутри вас.

Настройтесь на саморазвитие. Когда мы полны энергии нас не задевает злое слово или другой негативный выпад. Справедлива поговорка: «Мстят слабые, сильные прощают». Чем увереннее и сильнее человек, тем меньше он зависит от чужих оценок.

Повышая физическую форму, избавляясь от вредных привычек, улучшая имидж, мы становимся менее чувствительны к мнению посторонних.

Источник

Оцените статью