- Пределы с иррациональностями. Вторая часть.
- Решение пределов с корнями
- Методы решений
- Примеры решений
- Решение подстановкой
- Пример 1
- Пример 2
- Неопределенность ∞ / ∞
- Пример 3
- Линеаризация бесконечно малых (больших) функций
- Пример 4
- Пример 5
- Пример 6
- Пределы с иррациональностями. Первая часть.
- Раскрытие неопределенности $\frac$. Схема решения стандартных примеров такого типа обычно состоит из двух шагов: Избавляемся от иррациональности, вызвавшей неопределенность, домножая на так называемое «сопряжённое» выражение; При необходимости раскладываем выражение в числителе или знаменателе (или и там и там) на множители; Сокращаем множители, приводящие к неопределённости, и вычисляем искомое значение предела. Термин «сопряжённое выражение», использованный выше, будет детально пояснён в примерах. Пока что останавливаться на нём подробно нет резона. Вообще, можно пойти иным путём, без использования сопряжённого выражения. Иногда от иррациональности может избавить удачно подобранная замена. Такие примеры редки в стандартных контрольных работах, поэтому на использование замены рассмотрим лишь один пример №6 (см. вторую часть данной темы). Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже: Кроме того, предполагаем, что читатель знает формулы для решения квадратных уравнений. Если $x_1$ и $x_2$ – корни квадратного трёхчлена $ax^2+bx+c$, то разложить его на множители можно по следующей формуле: Формул (1)-(5) вполне хватит для решения стандартных задач, к которым мы сейчас и перейдём. Найдём отдельно пределы числителя и знаменателя: В заданном пределе мы имеем неопределённость вида $\frac$. Раскрыть эту неопределённость нам мешает разность $\sqrt-2$. Для того, чтобы избавляться от подобных иррациональностей, применяют умножение на так называемое «сопряжённое выражение». Как действует такое умножение мы сейчас и рассмотрим. Умножим $\sqrt-2$ на $\sqrt+2$: Чтобы раскрыть скобки применим формулу №1, подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt$, $b=2$: Как видите, если умножить числитель на $\sqrt+2$, то корень (т.е. иррациональность) в числителе исчезнет. Вот это выражение $\sqrt+2$ и будет сопряжённым к выражению $\sqrt-2$. Однако мы не вправе просто взять и умножить числитель на $\sqrt+2$, ибо это изменит дробь $\frac<\sqrt<7-x>-2>$, стоящую под пределом. Умножать нужно одовременно и числитель и знаменатель: Теперь вспомним, что $(\sqrt-2)(\sqrt+2)=3-x$ и раскроем скобки. А после раскрытия скобок и небольшого преобразования $3-x=-(x-3)$ сократим дробь на $x-3$: Неопределенность $\frac$ исчезла. Сейчас можно легко получить ответ данного примера: Замечу, что сопряжённое выражение может менять свою структуру – в зависимости от того, какую именно иррациональность оно должно убрать. В примерах №4 и №5 (см. вторую часть данной темы) будет использован иной вид сопряжённого выражения. Запишем пределы числителя и знаменателя: Мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac$. Избавимся от иррациональности в знаменателе данной дроби. Для этого доможим и числитель и знаменатель дроби $\frac<3x^2-5x-2><\sqrt
-\sqrt<7x^2-19>>$ на выражение $\sqrt +\sqrt<7x^2-19>$, сопряжённое к знаменателю: Вновь, как и в примере №1, нужно использовать формулу №1 для раскрытия скобок. Подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt $, $b=\sqrt<7x^2-19>$, получим такое выражение для знаменателя: Вернёмся к нашему пределу: В примере №1 практически сразу после домножения на сопряжённое выражение произошло сокращение дроби. Здесь перед сокращением придётся разложить на множители выражения $3x^2-5x-2$ и $x^2-4$, а уж потом перейти к сокращению. Чтобы разложить на множители выражение $3x^2-5x-2$ нужно использовать формулу №5. Для начала решим квадратное уравнение $3x^2-5x-2=0$: Подставляя $x_1=-\frac$, $x_2=2$ в формулу №5, будем иметь: $$ 3x^2-5x-2=3\cdot\left(x-\left( -\frac\right)\right)(x-2)=3\cdot\left(x+\frac\right)(x-2)=\left(3\cdot x+3\cdot\frac\right)(x-2) =(3x+1)(x-2). $$ Теперь настал черёд разложить на множители выражение $x^2-4$. Воспользуемся формулой №1, подставив в неё $a=x$, $b=2$: Используем полученные результаты. Так как $x^2-4=(x-2)(x+2)$ и $3x^2-5x-2=(3x+1)(x-2)$, то: Сокращая на скобку $x-2$ получим: Всё! Неопределённость исчезла. Ещё один шаг и мы приходим к ответу: В следующем примере рассмотрим случай, когда иррациональности будут присутствовать как в числителе, так и в знаменателе дроби. Найдём пределы числителя и знаменателя: Имеем неопределённость вида $\frac$. Так как в данном случае корни наличествуют и в знаменателе, и в числителе, то дабы избавиться от неопределённости придется домножать сразу на две скобки. Во-первых, на выражение $\sqrt +\sqrt $, сопряжённое числителю. А во-вторых на выражение $\sqrt -\sqrt$, сопряжённое знаменателю. Раскрывая скобки с помощью формулы №1, получим: Возвращаясь к рассматриваемому пределу, имеем: Осталось разложить на множители выражения $-x^2+x+20$ и $x^2-8x+15$. Начнем с выражения $-x^2+x+20$. Чтобы разложить его на множители требуется решить уравнение $-x^2+x+20=0$, а затем воспользоваться формулой №5: Для выражения $x^2-8x+15$ получим: Подставляя полученные разожения $-x^2+x+20=-(x-5)(x+4)$ и $x^2+8x+15=(x-3)(x-5)$ в рассматриваемый предел, будем иметь: В следующей (второй) части рассмотрим ещё пару примеров, в которых сопряжённое выражение будет иметь иной вид, нежели в предыдущих задачах. Главное, помните, что цель использования сопряжённого выражения – избавиться от иррациональности, вызывающей неопределённость. Источник
Пределы с иррациональностями. Вторая часть.
Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже:
Так как $\lim_
Как видите, такое домножение не избавит нас от разности корней, вызывающей неопределённость $\frac<0><0>$. Нужно домножить на иное выражение. Это выражение должно быть таким, чтобы после домножения на него исчезла разность кубических корней. А кубический корень может «убрать» только третья степень, посему нужно использовать формулу №2. Подставив в правую часть этой формулы $a=\sqrt[3]<5x-12>$, $b=\sqrt[3]
Итак, после домножения на
разность кубических корней исчезла. Именно это выражение будет сопряжённым к выражению $\sqrt[3]<5x-12>-\sqrt[3]
Задача практически решена. Осталось лишь учесть, что $16-x^2==-(x-4)(x+4)$ (см. формулу №1). Кроме того $4x-16=4(x-4)$, поэтому последний предел перепишем в такой форме:
Рассмотрим ещё один пример (пример №5) в данной части, где применим формулу №4. Принципиально схема решения ничем не отличается от предыдущих примеров, – разве что сопряжённое выражение будет иметь иную структуру. Кстати, стоит отметить, что в типовых расчётах и контрольных работах часто встречаются задачи, когда, например, в числителе размещены выражения с кубическим корнем, а в знаменателе – с корнем квадратным. В этом случае приходится домножать и числитель и знаменатель на различные сопряжённые выражения. Например, для при вычислении предела $\lim_
Все преобразования, применённые выше, уже были рассмотрены ранее, поэтому полагаю, особых неясностей здесь нет. Впрочем, если решение вашего аналогичного примера вызывает вопросы, прошу отписать об этом на форум.
Так как $\lim_
Домножая числитель и знаменатель дроби $\frac<\sqrt[4]<5x+6>-2>
Так как $5x-10=5\cdot(x-2)$ и $x^3-8=(x-2)(x^2+2x+4)$ (см. формулу №2), то:
Так как $\lim_
Здесь уместно вспомнить, что корень может убрать лишь степень. Но какую именно степень использовать? Вопрос не тривиален, ведь у нас два корня. Один корень пятого, а другой – третьего порядка. Степень должна быть такой, чтобы одновременно убрать оба корня! Нам нужно натуральное число, которое одновременно делилось бы на $3$ и на $5$. Таких чисел бесконечное множество, но наименьшее из них – число $15$. Его называют наименьшим общим кратным чисел $3$ и $5$. И замена должна быть такой: $t^<15>=3x-5$. Посмотрите, что такая замена сделает с корнями:
Корни исчезли, остались лишь степени. И дробь $\frac<\sqrt[5]<3x-5>-1><\sqrt[3]<3x-5>-1>$ станет такой:
Однако это ещё не всё. Переменная $x\to 2$, но к чему стремится переменная $t$? Рассудим так: если $t^<15>=3x-5$, то $t=\sqrt[15]<3x-5>$. Так как $x\to 2$, то $<(3x-5)>\to 1$, $\sqrt[15]<3x-5>\to 1$, посему $t\to 1$. Теперь можем вернуться к нашему пределу:
Корни исчезли, – но неопределённость $\frac<0><0>$ осталась. Чтобы убрать её, нужно учесть, что при $t=1$ имеем $t^3-1=1^3-1=0$ и $t^5-1=1^5-1=0$. Из сказанного следует, что $t=1$ — корень многочленов $t^3-1$ и $t^5-1$. Следовательно, оные многочлены делятся на $t-1$. Разделим многочлен $t^5-1$ на $t-1$ с помощью схемы Горнера:
Результаты применения схемы Горнера можно записать так: $t^5-1=(t-1)(t^4+t^3+t^2+t+1)$. К многочлену $t^3-1$ можно также применить схему Горнера, но лучше использовать формулу №2: $t^3-1=t^3-1^3=(t-1)(t^2+t+1)$. Вернёмся к рассматриваемому пределу:
Источник
Решение пределов с корнями
Методы решений
Для вычисления пределов с корнями, применяются приемы и методы, аналогичные методам вычисления пределов с многочленами (см. «Решение пределов с дробями из многочленов»). При этом возможны следующие дополнительные приемы, специфичные для функций с корнями:
1) убрать корни с помощью подстановки, применяя теорему о пределе сложной функции; Примеры ⇓
2) разделить числитель и знаменатель на x s (в случае неопределенности вида ∞/∞ при x → ∞ ), где s – некоторое подобранное число; Пример ⇓
3) выразить бесконечно малые функции, содержащие корни, через бесконечно малые линейные функции, используя приведенные ниже формулы (то же самое в случае разности бесконечно больших функций); Примеры ⇓
4) иногда удобно бесконечно малую функцию преобразовать в сумму или разность бесконечно малых функций, пределы от которых легко находятся. Пример ⇓
В последних двух случаях применяются следующие формулы:
;
;
;
. . . . . . . .
.
Например:
;
;
.
Эти же формулы применяют и для раскрытия разности бесконечно больших функций: .
Примеры решений
Все примеры Далее мы приводим подробные решения следующих примеров.
Найти предел последовательности:
решение ⇓ ;
найти следующие пределы функций с корнями:
⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ , ⇓ .
Решение подстановкой
Пример 1
Подставим . Тогда .
При . Мы имеем неопределенность вида .
Замечаем, что от корня можно освободится, если сделать подстановку . Отсюда ; при .
Тогда функцию за знаком предела можно представить как сложную:
,
где , .
Далее необходимо применить теорему о пределе сложной функции. Для ее применения должны выполняться два условия:
1) должны существовать пределы , ;
2) должна существовать такая проколотая окрестность точки , на которой значения функции не равны .
В нашем случае функция непрерывна на всей области определения . Поэтому
.
Предел функции мы вычислим позже.
Рассмотрим условие 2). Оно является важным, если функция не является непрерывной в точке . В нашем случае не определена при . Поэтому, если бы в любой проколотой окрестности точки , существовали такие точки , для которых , то сложная функция была бы не определена в этих точках и поэтому не имела бы предела. Однако, если существует такая окрестность точки , на которой функция строго монотонна, то условие 2) выполняется автоматически. В нашем случае, строго возрастает на всей области определения. Поэтому второе условие выполнено. В самом деле, поскольку строго монотонна, то она может принимать значение только в одной точке. Это точка , которая не принадлежит ни одной проколотой окрестности точки . А если это была бы другая точка, то мы могли бы сузить проколотую окрестность, чтобы эта точка оказалась за ее пределами.
Теперь вычисляем второй предел:
.
Он не содержит корней. То есть мы свели задачу к пределу от разности дробей многочленов. Применяем методы, изложенные на странице «Решение пределов с дробями из многочленов».
Разложим знаменатель на множители и приводим дроби к общему знаменателю:
;
.
Делим числитель и знаменатель на . При имеем:
.
Находим предел:
.
Пример 2
Все примеры ⇑ Найти предел последовательности:
.
Преобразуем элемент заданной последовательности, воспользовавшись свойствами корней:
.
Далее, если мы найдем предел функции
,
то согласно определению предела функции по Гейне, искомый предел заданной последовательности будет равняться этому пределу: , поскольку при .
Находим предел отношения многочленов, выделяя и сокращая в числителе и знаменателе множитель :
.
Неопределенность ∞ / ∞
Пример 3
Все примеры ⇑ Найти предел отношения корней:
.
Здесь, при числитель и знаменатель стремятся к . У нас неопределенность вида . Для ее раскрытия, последовательно выносим бесконечно большую часть в числителе и знаменателе за скобки. При имеем:
;
;
;
;
.
Линеаризация бесконечно малых (больших) функций
Пример 4
Все примеры ⇑ Найти предел дроби с корнями:
.
Подставим в числитель и знаменатель:
;
.
Числитель и знаменатель обращаются в нуль. Мы имеем неопределенность вида 0/0 .
Для ее раскрытия, линеаризуем бесконечно малые функции, используя формулу:
(П4.1) .
Делим числитель и знаменатель на и находим предел:
.
Здесь , .
Пример 5
Подставим в числитель и знаменатель:
;
.
Мы имеем неопределенность вида 0/0 .
Чтобы упростить вычисления, здесь удобно представить бесконечно малые функции в числителе и знаменателе в виде сумм и разностей других бесконечно малых функций:
(П5.1) .
Применим формулу:
.
Подставим :
.
Отсюда
, где .
Заметим, что .
Применим формулу:
.
Подставим :
.
Отсюда
, где .
Заметим, что .
Применим формулу:
.
Подставим :
.
Отсюда
, где .
.
Наконец, применим формулу:
.
Подставим :
.
Отсюда
, где .
.
Подставляем полученные выражения в (П5.1):
.
Делим числитель и знаменатель на x . В результате мы освобождаемся от неопределенности и находим предел непрерывной функции:
.
Можно было записать и так:
.
После чего вычислить пределы:
.
Пример 6
Все примеры ⇑ Найти предел функции с корнями при x стремящемся к бесконечности:
.
Поскольку, при , и , то мы имеем неопределенность вида +∞ – (+∞) .
Применим формулу:
(П6.1) .
Подставим :
.
Отсюда, при имеем:
(П6.2) .
В числителе опять неопределенность +∞ – (+∞) . Применяем формулу (П6.1) еще раз. Подставим :
.
Отсюда
.
Подставим в (П6.2):
,
где .
Теперь у нас неопределенность вида ∞/∞ . Для раскрытия этой неопределенности, преобразуем знаменатель. Выделим бесконечно большую часть и вынесем ее за скобки. При имеем:
;
;
;
;
;
.
Делим числитель и знаменатель в функции на . При имеем:
.
Находим предел.
При , ,
.
Использованная литература:
Н.М. Гюнтер, Р.О. Кузьмин. Сборник задач по высшей математики. Том 1. Москва, 1957.
Л.Д. Кудрявцев, А.Д. Кутасов, В.И. Чехлов, М.И. Шабунин. Сборник задач по математическому анализу. Том 1. Москва, 2003.
Б.П. Демидович. Сборник задач и упражнений по математическому анализу. Москва, 1997.
Автор: Олег Одинцов . Опубликовано: 02-02-2019 Изменено: 06-02-2019
Источник
Пределы с иррациональностями. Первая часть.
Пределы, содержащие иррациональности (или, попросту говоря, корни) крайне популярны у составителей типовых расчётов и контрольных работ по высшей математике. Обычно рассматриваются три группы неопределённостей:
- Неопределённость вида $\frac<0><0>$. Пример: $\lim_
\frac<\sqrt<7-x>-2><4-\sqrt<13+x>>$. - Неопределенность вида $\frac<\infty><\infty>$. Пример: $\lim_
\frac<9\cdot \sqrt[3]<5x^4-x^2+1>+7\cdot\sqrt[4] ><11\cdot \sqrt[6] +4x-10>$. - Неопределенность вида $\infty-\infty$. Пример: $\lim_
\left( \sqrt -\sqrt \right)$.
В данной теме мы рассмотрим все три перечисленные выше группы пределов с иррациональностями. Начнём с пределов, содержащих неопределенность вида $\frac<0><0>$.
Раскрытие неопределенности $\frac<0><0>$.
Схема решения стандартных примеров такого типа обычно состоит из двух шагов:
- Избавляемся от иррациональности, вызвавшей неопределенность, домножая на так называемое «сопряжённое» выражение;
- При необходимости раскладываем выражение в числителе или знаменателе (или и там и там) на множители;
- Сокращаем множители, приводящие к неопределённости, и вычисляем искомое значение предела.
Термин «сопряжённое выражение», использованный выше, будет детально пояснён в примерах. Пока что останавливаться на нём подробно нет резона. Вообще, можно пойти иным путём, без использования сопряжённого выражения. Иногда от иррациональности может избавить удачно подобранная замена. Такие примеры редки в стандартных контрольных работах, поэтому на использование замены рассмотрим лишь один пример №6 (см. вторую часть данной темы).
Нам понадобится несколько формул, которые я запишу ниже:
Кроме того, предполагаем, что читатель знает формулы для решения квадратных уравнений. Если $x_1$ и $x_2$ – корни квадратного трёхчлена $ax^2+bx+c$, то разложить его на множители можно по следующей формуле:
Формул (1)-(5) вполне хватит для решения стандартных задач, к которым мы сейчас и перейдём.
Найдём отдельно пределы числителя и знаменателя:
В заданном пределе мы имеем неопределённость вида $\frac<0><0>$. Раскрыть эту неопределённость нам мешает разность $\sqrt<7-x>-2$. Для того, чтобы избавляться от подобных иррациональностей, применяют умножение на так называемое «сопряжённое выражение». Как действует такое умножение мы сейчас и рассмотрим. Умножим $\sqrt<7-x>-2$ на $\sqrt<7-x>+2$:
Чтобы раскрыть скобки применим формулу №1, подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt<7-x>$, $b=2$:
Как видите, если умножить числитель на $\sqrt<7-x>+2$, то корень (т.е. иррациональность) в числителе исчезнет. Вот это выражение $\sqrt<7-x>+2$ и будет сопряжённым к выражению $\sqrt<7-x>-2$. Однако мы не вправе просто взять и умножить числитель на $\sqrt<7-x>+2$, ибо это изменит дробь $\frac<\sqrt<7-x>-2>
Теперь вспомним, что $(\sqrt<7-x>-2)(\sqrt<7-x>+2)=3-x$ и раскроем скобки. А после раскрытия скобок и небольшого преобразования $3-x=-(x-3)$ сократим дробь на $x-3$:
Неопределенность $\frac<0><0>$ исчезла. Сейчас можно легко получить ответ данного примера:
Замечу, что сопряжённое выражение может менять свою структуру – в зависимости от того, какую именно иррациональность оно должно убрать. В примерах №4 и №5 (см. вторую часть данной темы) будет использован иной вид сопряжённого выражения.
Запишем пределы числителя и знаменателя:
Мы имеем дело с неопределённостью вида $\frac<0><0>$. Избавимся от иррациональности в знаменателе данной дроби. Для этого доможим и числитель и знаменатель дроби $\frac<3x^2-5x-2><\sqrt
Вновь, как и в примере №1, нужно использовать формулу №1 для раскрытия скобок. Подставив в правую часть упомянутой формулы $a=\sqrt
Вернёмся к нашему пределу:
В примере №1 практически сразу после домножения на сопряжённое выражение произошло сокращение дроби. Здесь перед сокращением придётся разложить на множители выражения $3x^2-5x-2$ и $x^2-4$, а уж потом перейти к сокращению. Чтобы разложить на множители выражение $3x^2-5x-2$ нужно использовать формулу №5. Для начала решим квадратное уравнение $3x^2-5x-2=0$:
Подставляя $x_1=-\frac<1><3>$, $x_2=2$ в формулу №5, будем иметь:
$$ 3x^2-5x-2=3\cdot\left(x-\left( -\frac<1><3>\right)\right)(x-2)=3\cdot\left(x+\frac<1><3>\right)(x-2)=\left(3\cdot x+3\cdot\frac<1><3>\right)(x-2) =(3x+1)(x-2). $$
Теперь настал черёд разложить на множители выражение $x^2-4$. Воспользуемся формулой №1, подставив в неё $a=x$, $b=2$:
Используем полученные результаты. Так как $x^2-4=(x-2)(x+2)$ и $3x^2-5x-2=(3x+1)(x-2)$, то:
Сокращая на скобку $x-2$ получим:
Всё! Неопределённость исчезла. Ещё один шаг и мы приходим к ответу:
В следующем примере рассмотрим случай, когда иррациональности будут присутствовать как в числителе, так и в знаменателе дроби.
Найдём пределы числителя и знаменателя:
Имеем неопределённость вида $\frac<0><0>$. Так как в данном случае корни наличествуют и в знаменателе, и в числителе, то дабы избавиться от неопределённости придется домножать сразу на две скобки. Во-первых, на выражение $\sqrt
Раскрывая скобки с помощью формулы №1, получим:
Возвращаясь к рассматриваемому пределу, имеем:
Осталось разложить на множители выражения $-x^2+x+20$ и $x^2-8x+15$. Начнем с выражения $-x^2+x+20$. Чтобы разложить его на множители требуется решить уравнение $-x^2+x+20=0$, а затем воспользоваться формулой №5:
Для выражения $x^2-8x+15$ получим:
Подставляя полученные разожения $-x^2+x+20=-(x-5)(x+4)$ и $x^2+8x+15=(x-3)(x-5)$ в рассматриваемый предел, будем иметь:
В следующей (второй) части рассмотрим ещё пару примеров, в которых сопряжённое выражение будет иметь иной вид, нежели в предыдущих задачах. Главное, помните, что цель использования сопряжённого выражения – избавиться от иррациональности, вызывающей неопределённость.
Источник