Предательство. Пять попыток Иисуса спасти Иуду
БОГ даёт благодать щедро и без меры, но принять её может человек настолько, насколько чиста его душа. В нечистую душу любовь и благодать не входят.
Не сразу пришёл Иуда к предательству. Сначала появилось разъедающее душу сомнение. Иисус, творивший небывалые чудеса, запрещал об этом рассказывать, не желая славы и почитания. Иуде это было не понятно и неприятно. Он желал, чтобы не только простые люди, мытари и нищие прославляли Учителя и тех, кто с ним, но и власти, узнав о чудесах, преклонились бы перед ними.
Иисус говорил о Новом Царстве, но ничего не делал, чтобы возвыситься в нём и возвысить своих учеников. А потом и вовсе стал говорить, что он претерпит муки и будет убит. Это не входило в планы Иуды. Все надежды на обеспеченное и славное будущее рушились, и появилась досада, что на это непонятное учение и хождение с Иисусом зря потрачено время.
Злость и раздражение возрастали, с трудом удавалось их скрывать.
Иуда носил ящик для пожертвований и надеялся хоть с этого тайно что-то поиметь для себя. И когда Мария, вместо того, чтобы пожертвовать большую сумму, принесла драгоценное миро и возлила на ноги Учителя, он не сдержал досады.
«За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.» Ин. 12,1-8.
Чтобы извлечь хоть какую-то выгоду, помыслил: «Иисуса всё-равно убьют, какая разница — позже или раньше. Главное, чтоб не убили и его, Иуду. Все знают, что он ученик Иисуса. Пока не поздно, нужно отречься от Учителя, а оказав услугу фарисеям, можно, к тому же, неплохо заработать». Так он замыслил предательство.
«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф. 26:14-15);
Все грязные помыслы и дела Иуды, были скрыты от учеников ХРИСТА, но не от самого БОГОчеловека. Он видел черноту его души, Он видел его затаённую злобу, его решимость довести своё гнусное дело до конца, но всё-таки дал ему шанс для спасения его падшей души, и не один.
Вечером, во время праздничной трапезы, приготовленной учениками в доме, указанном им Христом, он предрекает, что один из них предаст его. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи?»; Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. » (Матф. 26, 20-25; ср. Мк. 14, 18-20; Лук. 22, 21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос; Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» (Ио. 13, 24-27), после чего Иуда встаёт и выходит.
«Мф.26, 20-25 Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня»;
Первый раз пытается Христос предостеречь и остановить Иуду, которому «диавол уже вложил мысль предать ЕГО».
ХРИСТОС говорит о страшных последствиях для Иуды его предательства:
«…впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». Иуда, как бы, не слышит.
Он пытается выяснить, знает ли Господь о его планах?
«При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви? Иисус говорит ему: ты сказал». То есть и ты, и я знаем, что ты предашь. ХРИСТОС показывает, что всё знает, о его замыслах. Вторая попытка остановить его, но не устыдился Иуда.
Ученики же спрашивали: Ин. 25-28 « … Господи! кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».
Третья попытка спасения Иуды – Иисус даёт ему, обмакнув, кусок хлеба, подавая с ним свою безмерную благодать и любовь. Но уклоняется благодать от чёрной души, не за что ей зацепиться, нет в озлобленной душе Иуды ничего доброго. Закрыта она для любви и благодати, зато открыта для зла. « И после сего куска вошел в него сатана». Иисус видел, как почернело и исказилось лицо Иуды, чёрнота наполнила его тело. Не Иуда, а отвратительный зловонный демон сидел за столом среди, ничего не подозревавших, учеников. «Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.» «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему».
Будет ещё одна попытка спасти Иуду, привести его к покаянию.
На горе Елеонской молился Иисус, предвидя свои страшные страдания и смерть, «…и был пот его как капли крови, падающие на землю» Лк.22,44, и обратился к ученикам
Мф, 26 45 «вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.47 И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его.49 И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.50 Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» « …Иуда! Целованием ли предаёшь Сына Человеческого?» «Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его».
Что в этот момент чувствовал Иуда трудно сказать. Возможно, обращение к нему Христа – друг, пронзило его сердце.
И он вспомнил, как три года назад, полный надежды и воодушевления, шёл с Иисусом и другими учениками проповедовать покаяние и новое учение о Царстве Небесном, как они вместе преодолевали трудности, печалились и радовались. Они ненавидели грех. И не было в сердце Иуды ни корысти, ни зависти, ни злобы. Они со Христом чувствовали себя свободными и счастливыми.
И вот, он, один из двенадцати, избранный из достойнейших, совершил страшный грех. Он предал своего друга, Учителя, невинного человека! Осознание низости своего поступка привела его в ужас. Ненависть к самому себе – плод уязвлённой гордыни требовала возмездия. Он раскаивался, но не мог смириться со своим падением, и сатана, зародил в нём мысль, что не обращение к БОГУ с покаянием, а только его собственная смерть смоет позор.
На следующий день «… Иуда, предавший Господа, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав Кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошел и удавился (…и, когда низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деяния апостолов 1.18). Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» (Матфея. 27.1-8.
Раскаяние не спасло Иуду, а молитвенного обращения ко Христу, покаяния (перемены ума и исправления жизни) не случилось. Сатана не собирался выпускать из лап свою добычу и толкнул его на страшный грех самоубийства, обрекая его на вечные и страшные муки ада. Самоубийство – точка невозврата. После которой в этой жизни ничего изменить невозможно.
Но, быть может, была ещё одна попытка спасения Иуды.
Есть такое предание, что когда ХРИСТОС после распятия и Воскресения в Своей БОЖЕСТВЕННОЙ Силе спустился в ад, Иуда, вместо того, чтобы с искренним раскаянием, поспешить к Нему навстречу, спрятался, как когда-то согрешивший Адам от БОГА. Когда же, ХРИСТОС призвал его, сказав, что прощает и предложил последовать вместе с Ним в Рай, Иуда наотрез отказался. Его чрезмерное самоосуждение (обратная сторона гордыни) для него оказались важнее милосердия БОЖИЯ. Он предпочёл муки ада, мукам гордыни, которая не желала смириться с тем, что он оказался хуже, чем думал о себе.
Ад опустел, но не полностью. Вышли со ХРИСТОМ праведники и те, кто, увидев ЕГО, уверовал. Но остались богоборцы и христоненавистники. Для них было невыносимо созерцать и ощущать благодать, прощение и любовь БОГА, то, что они отвергали и ненавидели при жизни. Для таких — лучше вечные невыносимые, адские муки, чем признание в своей неправоте и уязвлённая гордыня.
Не надо думать, что Иуда какой-то монстр, как его иногда описывают — отцеубийца, урод и т. д. Не приблизил бы Христос его к Себе, далеко не всем Он позволял быть рядом. Но даже внешняя близость к Христу, не гарантирует святости, спасения (не часто, но бывает, что «падают» и служители Церкви).
Всё начинается с малого – с сомнения в некоторых вопросах ВЕРЫ, в БОЖЕСТВЕННОЙ Благости, с малого зёрнышка гордыни, стяжания, нецеломудрия. … стать подобным иуде легко и просто, диавол всегда готов помочь… Мало ли у нас отступников, крещенных в Православии и отрекшихся от Христа, служащих «иным богам»-демонам? Есть и «крещенные» совершенно осатанелые, которые готовы не только отречься от ХРИСТА, но и быть палачами, расстреливая его учеников и иконы. Но всех их ждёт участь иуды, так как они и есть иуды.
Трудно быть истинным учеником ХРИСТА. Важно духовно быть верным ХРИСТУ, БОЖИИМ Заповедям, отсекать соблазны диавола, и необходимо участие в живом, духовном общение и Единение с БОГОМ в Святых Таинствах Церкви.
Кто следует неуклонно и мужественно за ХРИСТОМ, «таковых есть Царствие Небесное», «те Сынами БОЖЬИМИ нарекутся».
Какие же для нас выводы из этого повествования?
1. Не следовать гибельному примеру Иуды. Не предавать Христа, не отрекаться от Него ни при каких обстоятельствах до конца своей жизни. Даже если диавол вложит в наши сердца сомнение, непонимание, верить не диавольскому наущению а ХРИСТУ, который есть для нас — Путь, Истина и Жизнь.
2. Недостаточно корить себя за совершенные грехи и ошибки, надо с решимостью и с БОЖЬЕЙ помощью их исправлять, не поддаваясь панике, унынию и отчаянию.
3. ХРИСТОС пытается нас спасти до конца и предоставляет для этого множество возможностей, но насильно никого не спасает, уважая нашу свободу воли.
Нам нужно сделать один лишь шаг навстречу БОГУ, а остальное расстояние между нами преодолеет БОГ.
Так я вижу эти события. Если кто-то видит иначе, с большим вниманием и интересом прочту Ваши размышления.
И да будет со всеми нами БОЖЬЕ Благословение!
Источник
История Иуды. Как все было на самом деле?
Попытка исторической реконструкции
Приблизительное время чтения: 12 мин.
Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Ведь даже в предательстве должна быть определенная логика. А то, что сделал Иуда, настолько противоречиво и бессмысленно, что не укладывается даже в логику предательства. Впрочем, до определенного момента его действия понятны. Задумав предать Христа, Иуда идет к первосвященникам и говорит: что вы дадите мне, если я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Христа. Случай подвернулся на следующую же ночь. Иуда приводит вооруженный отряд воинов и слуг первосвященников в Гефсиманский сад, где обычно проводили ночь Христос и апостолы. “Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?”
И тут возникает вопрос: почему для того чтобы указать на Христа, Иуда избрал такой вызывающе-наглый способ? Ведь обычно предатель стыдится даже просто взглянуть в глаза своей жертве. А здесь он открыто приветствует Христа, ничуть не скрывая своих намерений отдать Его в руки слуг первосвященников. Такое поведение можно было бы объяснить полным безразличием Иуды к судьбе преданного им Христа. Но есть обстоятельство, которое не позволяет так упрощенно трактовать Иудин поцелуй. Потому что узнав об осуждении Христа на смерть, Иуда повесился. Вот как описывает это Евангелист Матфей.
“Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? Смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился.” (Мф 27: 3-5).
Получается парадокс. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему он с такой легкостью отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?
История с платой за предательство только усугубляет недоумение. Евангельский текст недвусмысленно свидетельствует, что Иуда предал своего Учителя за тридцать сребреников. Но если они были целью и причиной предательства Иуды, то почему после исполнения своего замысла он с такой легкостью возвращает эти сребреники назад? А если они не были для Иуды ценностью, то ради чего он пошел на предательство, стоившее жизни ему самому?
Все эти вопросы возникают оттого, что предательство – это тайна больной души. Предатель вынашивает в сердце свои преступные планы и тщательно скрывает их от окружающих. Иуда никому не открывал своих намерений до самой своей бесславной гибели. И о том, что происходило в его душе, евангелисты, конечно же, не могли знать в точности. Евангелие рассказывает о предательстве очень скупо и это вполне естественно, потому что Евангелие – это история нашего спасения, а не история предательства Иуды. Евангелистам Иуда интересен только в связи с Крестной Жертвой Спасителя, но никак не сам по себе. Поэтому история падения Иуды навсегда останется тайной. Однако это тайна всегда волновала людей. Еще апостолы на Тайной Вечере, когда Господь предупредил, что один из них предаст Его, стали взволновано спрашивать каждый про себя самого: “Не я ли?” И каждый христианин, читая Евангелие, задается этим вопросом: “А я никогда не предавал Христа своими грехами?” К теме предательства обращались и древние христианские толкователи, но особенно часто она стала звучать в творчестве современных богословов и философов. Это неудивительно, потому что время сейчас “очень неверное”, предатели в чести, а верность не в моде.
Однако, поскольку об Иуде сказано в Евангелии очень немного, то и попытка осмыслить его предательство всегда требует реконструкции недостающих фактов с различной степенью вероятности. Такое толкование, конечно, не может претендовать на окончательность или однозначность, но некоторые сведения об Иуде, данные в Библии, могут пролить свет на его мрачную историю. И один важнейший факт, не зная которого невозможно понять внутренних побуждений Иуды, приводит в своем Евангелии апостол Иоанн.
Дело в том, что Иуда был – вор.
…И приобрящу собранная имения…
Вот что Библия говорит о воровстве Иуды: “Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали” (Ин 12:3-6). В греческом подлиннике Евангелия об этом сказано еще категоричнее, потому что словоупотребление греческого языка позволяет понимать слово, переведенное как “носил”, в значении – крал.
Иуда был казначеем апостольской общины. В его распоряжении были довольно значительные суммы, так как среди почитателей Иисуса были богатые женщины, исцеленные Им от злых духов и неизлечимых болезней. Все они служили Христу своим имением. Но так как Господь был абсолютно равнодушен к богатству, пожертвованные деньги большей частью раздавались нищим, за исключением небольших расходов на пропитание самого Христа и его учеников. Вел денежные дела апостолов – Иуда. Раздаваемые нищим суммы не были подотчетными, никто не смог бы проверить, раздал ли Иуда деньги, или присвоил часть их себе. Эта неподотчетность, очевидно, в недобрый час и соблазнила сребролюбивого Иуду. Тратить украденные деньги открыто он, конечно же, не мог. Перекладывать их из ящика в свой карман было бы глупо и неудобно. Очевидно у него было какое-то укромное место, где он хранил наворованное богатство. Об этом кладе как о причине предательства Иуды прямо говорится в литургическом предании Церкви. Вот что поет Церковь в Святой и Великий Четверг на Страстной неделе в одной из стихир утреннего Богослужения:
“Иуда, раб и льстец, ученик и наветник, друг и диавол, от дел явися: последоваше бо Учителю, и на него поучашеся преданию, глаголеша в себе: – предам Того, и приобрящу собранная имения (богатства)…”
Невозможно выяснить точно, когда он впервые запустил руку в апостольскую казну. Но в том, что Иуда украл оттуда гораздо больше, чем тридцать сребреников, можно не сомневаться. Понятно также, что воспользоваться украденным богатством Иуда мог лишь при одном условии: если апостольская община прекратит свое существование. И он добился своего. После ареста Христа даже самые верные и преданные Ему ученики в страхе разбежались кто куда. И вот тут возникает новый ряд несообразностей. Вместо того, чтобы забрать собранное сокровище, присовокупив к нему плату за предательство, и зажить, наконец, в свое удовольствие, Иуда вдруг кончает жизнь самоубийством.
Объяснить это можно по-разному. Совершенно очевидно только, что ни тридцать сребреников, ни собранное им ворованное сокровище больше не были для Иуды главной ценностью в жизни. Но что же могло обесценить в глазах вора состояние, которое он планомерно накапливал в течение трех лет? Ответ напрашивается сам собой. Дороже больших денег для вора и сребролюбца только… – очень большие деньги.
Царский казначей
Ученики признали в Христе – Мессию. Но так же, как все иудеи, они видели в Мессии земного правителя, который, придя к власти, сделает Израиль самым сильной и богатой страной на земле. Мессия-царь должен был, по их представлениям, подчинить себе все народы мира. И все многочисленные притчи и объяснения Христа о том, что Царство Его – не от мира сего, не смогли переубедить апостолов. До самого Вознесения Его они были уверены, что Господь станет, наконец, земным царем Израиля. Себя же ученики Христа видели ближайшими помощниками и соправителями Мессии и даже спорили о том, кто из них будет главнее в новом правительстве Израильского царства. Сребролюбивый Иуда, конечно, не был тут исключением.
Если Христос станет царем, то он, Иуда станет царским казначеем, то есть самым влиятельным человеком в Израиле после Мессии. В своих мечтах он уже представлял, как распоряжается не апостольским денежным ящиком, а казной самого богатого государства за всю историю человечества.
Став вором, Иуда поначалу строил планы предательства Христа с целью приобретения собранных денег, как об этом поет Церковь. Но имя Христа становилось в среде народа Израилева все более славным. После небывалого чуда – воскрешения мертвого Лазаря – даже те иудеи, которые раньше пытались побить Христа камнями, увидели в Нем Мессию. Когда Иисус входил в Иерусалим, жители столицы оказывали Ему царские почести, устилая Его путь своими одеждами. После такого приема предавать будущего царя ради наворованных денег практичному и жадному Иуде стало просто невыгодно. Сребролюбие и воровство дотла выжгли его душу. Даже Мессию-царя он собирался использовать как средство для удовлетворения своей страсти к богатству.
И вдруг оказалось, что Христос не собирается царствовать. Израильская казна, до которой оставалась лишь пара шагов, вновь становилась для Иуды недосягаемой. Нужно было срочно принимать какое-то решение, чтобы исправить ситуацию. И решение было принято.
А подсказал его предателю тот, кого Христос называл – “человекоубийцей от начала”. Правда, Иуда не знал тогда, что этот подсказчик в конце концов загонит в петлю и его самого.
Совет сатаны
Все толкователи Священного Писания единодушно утверждают, что Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола. Евангельский текст прямо свидетельствует об этом: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).
В православной аскетике действие диавола на душу человека описывается следующим образом. Злой дух получает доступ к человеку через его страсти (то есть – больные наклонности души). Мысленно он нашептывает, как лучше человеку удовлетворить свое больные желания, и шаг за шагом ведет свою жертву к гибели. Причем, сначала диавол уверяет человека, что грех, дескать, не так уж и велик, а Бог милостив и все простит. Но потом, после совершения греха, злой дух ввергает человека в бездну отчаяния, внушая ему, что грех его – безмерен, а Бог –неумолим. Но что же нашептал сатана Иуде, каким посулом соблазнил его на предательство Христа?
Самой большой страстью Иуды была любовь к богатству – сребролюбие. А самым заветным желанием, возможно – должность министра финансов в царстве Мессии, где он смог бы воровать такие суммы, которые самым удачливым ворам мира даже не снились. И эта заветная цель была уже совсем близко.
Но Христос не спешил становиться религиозным и политическим лидером Израиля. Придя в Иерусалим, Он не стал изгонять первосвященников и старейшин, чтобы по праву занять их место. Все планы Иуды рушились.
В этот момент сатана, очевидно, и подсказал ему мысль, которая толкнула его на предательство. Иуда знал, что первосвященники и фарисеи, боясь Иисуса, дали приказание, что “если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его”. Иуда также знал, что Христос уклонялся от прямого конфликта с властями.
И вот, подстрекаемый сатаной, он решает предать Христа, для того чтобы спровоцировать открытое столкновение первосвященников с Мессией. Победа Иисуса в этом конфликте не вызывает у него и капли сомнения. Ведь он видел всю силу Мессии, видел, как по Его повелению воскресают мертвые, как Ему повинуется буря, как злые духи беспрекословно подчиняются Ему… Кто же сможет убить Мессию? Достаточно одного Его слова, и даже несокрушимые железные легионы Рима развеются без следа, как сухие листья!
Ослепленный жаждой богатства и нашептыванием сатаны, Иуда предает Христа. Но при этом даже мысли не допускает, что Его могут убить. Ведь в Иисусе, победившем первосвященников, была вся его надежда, все упование на будущее.
Хотел ли Иуда смерти Христа? Нет, потому что это было ему невыгодно. Любил ли Иуда Христа? Нет, Иисус был для него всего лишь средством для того, чтобы сказочно разбогатеть. При таком мотиве предательства становится понятным странный способ, избранный предателем, чтобы ночью в Гефсиманском саду указать стражникам на Христа. Поцелуем Иуда просто засвидетельствовал свое почтение царю, который вот-вот победит своих врагов.
“…и во Мне не имеет ничего”
Сатана внушил Иуде, что Христос непременно примет вызов, сметет первосвященников, римских оккупантов и Сам воцарится в Израиле.
Но он обманул Иуду, как и должен был обмануть отец лжи – несчастного, погрязшего в болоте своих страстей и ослепшего от блеска призрачных сокровищ человека. Мысль о том, что Спаситель откажется от Крестного Подвига, соблазнившись земным царством, действительно – сатанинская. Этой мыслью Диавол искушал Христа в пустыне, перед выходом Его на проповедь Евангелия. Эту же мысль злой дух пытался внушить апостолу Петру, когда тот стал отговаривать Христа от Искупительных страданий, и тут же получил от Него жесткую отповедь: “…Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое”. Спаситель хорошо знал, кто пытался говорить с Ним через самого преданного ученика.Также знал он и кому поверил Иуда. Перед самым приходом предателя с отрядом стражников Иисус сказал ученикам: “Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”. Князем мира сего Христос называл, конечно же, не Иуду, а сатану. Который в очередной раз, теперь через ученика-предателя хотел искусить Спасителя соблазном земного владычества. Но Господь шел Крестным Путем, ради которого и пришел в этот мир. Сатана остался ни с чем, а вместе с ним обанкротился и Иуда.
Христос действительно поверг наземь пришедших брать его воинов. Но сделал это лишь для того, чтобы дать уйти ученикам, которые тоже могли пострадать. А после дал себя связать, покорно проследовал до места судилища и к утру, с нарушением практически всех норм иудейского законодательства, был осужден на смерть.
Бесславный конец
Когда Иуда узнал о смертном приговоре, вынесенном Христу, он понял, что все его планы рухнули. Он стал виновником смерти величайшего праведника, он потерял право именоваться учеником Мессии… Но самой страшной потерей, наверное, было то несбывшееся богатство, которое Иуда уже считал своим. В мечтах он уже распределял финансовые потоки, идущие в казну Мессии со всех концов света. Что, в сравнении с этим богатством, тот жалкий клад, который был накоплен вором и предателем за годы проповеди Христа? И, тем более, тридцать сребреников… Он и взял-то их лишь для того, чтобы не спугнуть первосвященников, чтобы они поверили в искренность его желания отдать им Учителя.
Все кончилось для Иуды, все, ради чего он жил, оказалось призраком и ложью, глумливой насмешкой дьявола. И когда в Евангелии мы читаем, что Иуда раскаялся, не нужно обманываться благородным звучанием этого слова.
Предатель оплакивал не Мессию, безвинно отданного им на смерть. Он оплакивал свою несостоявшуюся должность казначея Мессии, которую, как ему казалось, он сам у себя отнял, предав Христа на смерть. Эту потерю он пережить не смог. А на подлинное покаяние оказался неспособен.
Закончить печальный рассказ о предательстве Иуды хочется словами свт. Иоанна Златоуста:
“Заметьте это вы, сребролюбцы, и подумайте, что стало с предателем? Как он и денег лишился, и согрешил, и душу погубил свою? Таково тиранство сребролюбия! Ни серебром не воспользовался, ни жизнию настоящею, ни жизнию будущею, но… удавился.”
Источник